NGS
Погода

Сейчас+5°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+5°

пасмурно, без осадков

ощущается как +1

4 м/c,

южн.

743мм 83%
Подробнее
0 Пробки
USD 93,44
EUR 99,73
Реклама
Город Атомный поезд 3D (фоторепортаж)

Атомный поезд 3D (фоторепортаж)

В Новосибирск приехал состав с технологиями будущего, которое уже наступило в Москве и Питере

В минувший вторник Новосибирск посетил поезд с выставкой достижений отечественной (и не только) промышленности, запущенный по России «РЖД» в компании «Росатома», «Роснано» и концерна Philips. Стартовавший 3 августа в Москве, на вокзале Новосибирск-Главный поезд простоял один день, отбыв вечером в Кемерово. Всего он должен сделать 45 остановок и, проехав через всю страну, вернуться в столицу. Тем, кому удастся попасть на экскурсию внутрь, покажут макеты «Сапсана» и «Аэроэкспресса», помогут узнать свою радиоактивность и дадут посидеть за штурвалом тренажера для машинистов. Корреспонденты НГС.НОВОСТИ побывали на выставке и теперь знают, каким видят будущее российские железнодорожники, атомщики и инноваторы.

Справка: Передвижной выставочно-лекционный комплекс (ПВЛК), или поезд инноваций, — совместный проект ОАО «РЖД», госкорпорации «Росатом», ОАО «Роснано» и компании Philips. Цель проекта — показать всей стране современные технологии, в том числе поставленные на службу РЖД. В восьми вагонах экспозиции (всего их в составе 11) нашлось место макетам скоростных поездов (в том числе знаменитого «Сапсана») и ж/д комплексам спецназначения. «Роснано» разместил в своем вагоне разработки собственных проектных компаний и независимых нанопроизводителей. «Росатом» показал в своем вагоне, как работают ядерные реакторы.

Уже наступившее будущее для жителей Петербурга — скоростной поезд Allegro французской компании Alstom — встречает новосибирцев в первом вагоне. Поезд курсирует до Хельсинки и обратно, разгоняясь на финских рельсах до 220 км/ч (по России — до 200).
Саму выставку пустили по стране в купейных штабных вагонах последней модели Тверского вагоностроительного завода — с входными дверями на кнопках и биотуалетами. К выпуску новой модели завод готовился пять лет.
Потратив 2,4 млрд руб. на оборудование, с 2008 года завод пустил новинку в производство. В 2010-м на Западно-Сибирскую железную дорогу поступило 4 таких вагона, с этого года они курсируют в составе фирменных поездов.
Попасть на 30-минутную экскурсию в поезд на Новосибирске-Главном бесплатно мог кто угодно, однако удалось это в основном работникам железной дороги, предприятия которой заранее оставляли заявки. На Новосибирск организаторы отвели день.
И его, конечно, на всех не хватило. С другой стороны, наш город стороннему наблюдателю легко мог показаться пресыщенным — как инновациями, так и необычными поездами (в том же новосибирском метро выходит на линию поезд-музей).
Такой же «Аэроэкспресс» (ЭД4МКМ), только большой, за 320 руб. возит в Москве пассажиров до аэропортов. Основной акционер «Толмачёво» Роман Троценко уже предложил РЖД провести рельсы к аэропорту, но вопрос ценой 5 млрд рублей пока не решен.
Вагоны скоростной «Ласточки» компании Siemens будут курсировать уже в 2014 году от Сочи до Олимпийского парка, разгоняясь до 160 км/ч. Будущее скоростного сообщения в Сибири до сих пор туманно.
В прошлом году РЖД презентовало новый полувагон для угля модели 12-9828 грузоподъемностью 83 т (вместо 69,5 у обычных вагонов). Такой подвижной состав наверняка появится в Сибири быстрее «Ласточек» от Siemens.
Поезд инноваций в итоге успело посетить около 1000 новосибирцев. По признанию одной из юных машинисток, больше, чем макеты…
…ее впечатлил ораторский талант экскурсовода Константина Верникова, рассказавшего о боевом ракетном комплексе, закамуфлированном под обычный поезд из рефрижераторных вагонов.
«Это очень классный поезд. Я завидую самому себе, что на нем еду», — пошутил Верников, отметив, что конечная точка экскурсионного поезда на востоке — прибрежный город Советская Гавань в Хабаровском крае.
Экскурсовод из следующего вагона поражал эрудированностью в вопросах передвижных рельсосмазывателей: «При прохождении кривой колесные пары задевают его, и происходит выброс смазки». Сам агрегат впечатлил куда меньше.
Компания Philips оснастила свой вагон малозанимательными лампами различных калибров и видов. Порадоваться здесь можно было разве что за смекалистых менеджеров Philips, удачно пристроивших вагон концерна в поезд с инновациями.
Отдельным посетителям выставки удалось посидеть за штурвалом тренажера для машинистов электровозов. Столкнувшись с невиданным ажиотажем вокруг него, экскурсоводы вдруг превратились в музейных смотрителей, неизменно повторявших: «Ничего не трогать».
По соседству с тренажером для машинистов организаторы выставки пристроили тренажер французского самолета ATRH42. В чем смысл такого соседства, выяснить у экскурсовода не удалось, тот лишь недоуменно посмотрел на корреспондента НГС.НОВОСТИ.
Мужчинам на выставке особо приглянулись базальтопластиковые стержни производителя композитных материалов «Гален» (в вагоне «Роснано»). Нешуточный спор разгорелся вокруг заявленной прочности материала (якобы в 2 раза прочнее металла).
Центральную часть экспозиции в своем вагоне «Росатом» посвятил работе систем безопасности российских ядерных реакторов. Макет термозоны реактора АЭС демонстрирует, как идет экстренное охлаждение реактора с помощью циркуляционных баллонов с водой.
Если расплавление реактора предотвратить не удалось, то последним заслоном от выброса радиации становится ловушка, куда и должен упасть неотработанный уран для его дезактивации.
Глава новосибирского информационного центра по атомной энергии Геннадий Старцев уверен, что российские АЭС по своей конструкции — самые экологичные и безопасные.
Россия занимает 4-е место в мире по количеству действующих реакторов (32), уступая США (104), Франции (58) и Японии (54). Близлежащая к Новосибирску АЭС — Сибирская в закрытом в городе Северске в Томской области — остановлена в 2008 году.
В марте этого года в ходе визита в США глава «Росатома» Сергей Кириенко заявил о мировом дефиците молибдена-99 в 10–15 %: «Это не просто сухие проценты. За этими цифрами миллионы людей, которые не могут получить диагностику или сделать операцию».
Настоящий радиоизотоп посетителям поезда заменил его муляж, то же справедливо и для сверхпроводников (помогают отводить тепло в реакторах), и для таблеток с ядерным топливом (их производством занимается НЗХК). И дефицит тут, понятно, ни при чем.
Пожалуй, главный аттракцион от «Росатома» ожидает всех в самом конце вагона. С помощью радиометра все посетители экспозиции получили возможность измерить персональную дозу радиации, накопленной в организме.
По словам экскурсовода, для человека нормальная радиоактивность — около 4000 беккерелей (количество распадов в секунду). Если радиоактивность ниже, видимо, человек просто мало ест, предположил специалист.
Электронный ридер Plastic Logic — британская разработка, поддержанная «Роснано», — начнет конкурировать с электронными книгами китайской сборки (в том числе Amazon Kindle) не раньше 2013 года — после запуска завода компании в Зеленограде.
Прекрасные со всех сторон светильники «Светлана-Оптоэлектроника» уже нашли свое место на ж/д станциях.
В последнем выставочном вагоне новосибирцев ждал 3D-кинотеатр, демонстрирующий ролик о высокоскоростных поездах. Кинотеатр на колесах кажется неплохой бизнес-идеей для поезда, следующего через всю страну в Советскую Гавань.
Заглянуть в будущее киноиндустрии и вагоностроения совгаванцы смогут в конце августа. А дальше поезд инноваций повернет обратно в Москву, где железнодорожное будущее уже наступило.
Материал подготовили Елена Воробьева и Татьяна Кривенко
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления