Город Сдавайте, кто может

Сдавайте, кто может

Каждый год новосибирцы выбрасывают в мусорное ведро 60 миллионов рублей

15 августа в Новосибирске началась «Охота за стеклом». Акцию проводит завод «Балтика-Новосибирск» совместно с гипермаркетами «Лента», предприятием «Тайгер», специализирующимся на сборе вторсырья, и ассоциацией «Экологи Сибири». Цель акции — призвать горожан не выкидывать в мусор использованные бутылки. Кроме заботы об экологии у вторичного использования стекла есть и серьезная экономическая подоплека. Ежегодно на свалке оказывается несколько десятков миллионов рублей. Предприятия города готовы их переработать, но «богатые» горожане продолжают считать сдачу бутылок зазорным делом, годным для людей «второго» сорта.

Бутылка — рубль. Такой эквивалент предлагают новосибирцам за целые бутылки «охотники за стеклом». С 15 августа по 30 сентября с 12 до 20 часов у каждого гипермаркета «Лента» можно поменять стеклотару на монеты. Организаторы считают, что собрать 600–700 бутылок в день было бы хорошим результатом, но не деньги главное.

В Европе сдавать бутылки считается нормальным. Правда, цена, например в Германии, другая — от 10 до 25 евроцентов (от 4 до 10 рублей). Эту сумму человек, покупая напиток, переплачивает в магазине, но может вернуть, если сдаст стеклотару.

По информации «РБК. Исследование рынков», россияне (включая младенцев и стариков) потребляют в среднем 77 литров пива в год. Директор завода «Балтика-Новосибирск» Эдуард Бражинскас разделил все пиво по упаковкам в пропорции 50 % — ПЭТ, 40 % — «стекло», остальное — банки. В годовом исчислении каждый россиянин покупает около 60 стеклянных бутылок пива. Помножив на полтора миллиона жителей Новосибирска, получаем около 90 млн бутылок. Только «Балтика-Новосибирск» в первом полугодии 2011 года выпустила более 57 млн бутылок, и только 36 % из этого количества составляет «оборотная» тара. Всю остальную, новую тару завод покупает в среднем по 2 рубля за бутылку. Для сравнения, пивная промышленность в СССР обеспечивалась оборотными бутылками на 98 %.

Если взять цифру 90 млн бутылок и учесть данные пивоваров по оборотной таре, то выходит, что новосибирцы выбрасывают в мусор ежегодно почти 58 млн рублей. Цифра приблизительная, но все равно впечатляет.

«К сожалению, таких, как я, кто может собрать стеклотару и привезти в пункт приема, в Новосибирске только 2 %», — сетует директор ООО «Тайгер» Кирилл Ритерман.

В первый рейд за «пушниной» (сленговое название стеклотары осталось неизменным с советских времен) «охотник за стеклом» Слава выходит в 5 утра. Главное: опередить дворников, которые сами могут и не сдать бутылки, а просто выбросить. «Бывают дни хорошие, по 300 рублей зарабатываю. Бывает только 50. Приемный пункт открывается в восемь и работает до двух дня, иногда успеваю сдать 2 раза. Потом отдыхаю и после обеда иду опять. И еще раз вечером. Летом на бутылках можно жить, но на «металле» можно заработать больше. Я вчера железа на 800 рублей сдал, — хвастается Слава и добавляет, глядя в объектив. — У меня тоже цифровой фотоаппарат есть, почти такой же».

В приемном пункте стоит 60 ящиков. Хозяйка сетует: «Сегодня все припозднились, обычно к 11 уже все ящики полные. Самая дорогая бутылка — 80 копеек (фирменная бутылка «Балтики». — С.С.). Остальные дешевле. Приносят только нищие и бабушки». Арифметика сбора бутылок проста: Даже если Слава и такие, как он, сдают в день в среднем на 100 рублей, то это выходит около 3 тысяч в месяц. Минимальное пособие по безработице в Новосибирске сегодня 1020 рублей. Стоит заметить, что бутылки, собранные Славой, точно попадут во вторичный оборот, а те, что не попались ему и другим охотникам на глаза, будут, как утверждают экологи, разлагаться на свалке миллион лет.

Производитель стеклотары в Новосибирске — завод «Экран» — готов переработать все использованные бутылки. Но работает завод только с крупными компаниями по поставке вторичной стеклотары, которые на рынке не один год. «Мы считаем некорректным по отношению к потребителю использовать вторичную стеклотару в пищевой промышленности», — так прокомментировал специалист по маркетингу завода «Экран» Павел Говердовский.

По официальной информации, стоимость производства средней стеклобутылки на заводе «Экран» составляет 3,5–4 руб. Технологи завода говорят, что производство бутылок из «вторички» обходится раза в 2–2,5 дешевле, чем из «базового» сырья.

Прождав около часа возле приемного пункта бутылок, устроенного инициаторами акции «Охота за стеклом», я не увидел посетителей гипермаркета, желающих расстаться с бутылками. Возможно, устроители «охоты» прикармливают ценную «пушнину» не в том месте и не в то время. Этот стеклянный зверь водится по утрам ближе к подворотням спальных районов.

Сергей Стюард

Фото thinkstockphotos.com (1), автора (2, 3)

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Мнение
Полнолуние в Козероге: как оно скажется на знаках Зодиака и чего нельзя делать в этот день — советы астролога
Елена Коржаневская
Мнение
«Люди считают себя объектами потребления»: почему мужчины изменяют и не хотят жениться — мнение психотерапевта
Игорь Лях
Врач-психотерапевт
Мнение
«Работа учителя — это ад»: педагог — о причинах своего решения навсегда уйти из профессии
Ирина Васильева
тюменская учительница
Мнение
Почему не надо ехать на Байкал. Непопулярное мнение местного жителя о том, что не так с великим озером
Виктор Лучкин
журналист
Мнение
Как в России в 90-е: гражданка Турции — о стремительном росте цен в ее стране и потере статуса бюджетного курорта
Анна Фархоманд
Рекомендуем
Знакомства
Объявления