Система здравоохранения Новосибирской области требует перемен. Цель программы модернизации — значительно повысить качество и доступность медицинской помощи. О том, какие проблемы сейчас стоят наиболее остро, какие первые шаги будут сделаны в ходе модернизации системы, в ходе онлайн-конференции на НГС.НОВОСТИ рассказала министр здравоохранения Новосибирской области Ольга Кравченко.
Что вообще такое программа модернизации? Какие мероприятия она подразумевает?
Программа модернизации — это комплекс мер, направленных на решение наиболее острых проблем. В числе мероприятий: открытие новых межрайонных центров, перепрофилирование лечебно-профилактических учреждений, в частности, доведение уровня нескольких родильных домов до 2-й группы, что позволит обеспечивать помощью беременных женщин с имеющимися факторами риска. Из денежных средств, которые будут направляться в службу охраны материнства и детства, финансирование составит более 25 % от общей суммы.
Планируется выделение средств на капитальный ремонт лечебно-профилактических учреждений, приобретение медицинского оборудования, решение вопросов информатизации, выполнение стандартов медицинской помощи.
Итогом работы на начало 2013 года должно быть: исполнение всех запланированных мероприятий, увеличение заработной платы медицинского персонала на 30 %, переобучение персонала, улучшение условий для пребывания пациентов в поликлиниках и стационарах. Профилактическое направление мы будем считать одним из приоритетных. Хотелось бы, чтобы со временем наши показатели включали бы и потенциал здоровья населения.
Почему до сих пор у нас очень четко разделена государственная и негосударственная медицина?
Новый закон об ОМС предусматривает участие в реализации программы ОМС медицинских организаций всех форм собственности, в том числе частных. Считаю правильным использовать в системе ОМС мощности и кадровый потенциал федеральных, ведомственных и частных медицинских учреждений, именно в этих организациях, зачастую, есть и уникальное оборудование, и квалифицированный персонал. Сотрудничество министерства и частных медицинских структур неизбежно и будет осуществляться, в том числе в рамках перехода на одноканальное финансирование и развития конкуренции в системе ОМС.
Часто бываю в поликлиниках и порой сталкиваюсь с откровенным хамством врача. Намерены ли вы что-либо делать, чтобы врачи были для людей?
В числе таких мероприятий:
• увеличить зарплату врачей и сделать ее зависящей от результата его труда;
• «разгрузить» врача с помощью современных информационных технологий, улучшить оснащение его рабочего места;
• применять систему административного воздействия на руководителей и врачей, допускающих некорректные действия или высказывания в отношении пациентов;
• привлекать к работе в рамках Программы государственных гарантий медицинские учреждения негосударственных форм собственности.
Кроме того, я с сотрудниками министерства планирую посещать поликлиники по утрам с момента открытия.
Насколько я понимаю, с недавних пор владелец полиса ОМС может выбирать лечебное учреждение, в котором желает наблюдаться?
Действительно, в соответствии с действующим законодательством вы имеете полное право на выбор врача и лечебного учреждения. Существует определенный регламент, который следует соблюдать, если вы хотите сменить свою поликлинику или врача. За подробными разъяснениями я рекомендую обратиться в страховую компанию.
Не могу получить вразумительный ответ от участковых терапевтов на элементарные вопросы. Если бы их зарплата зависела от процента выздоровевших, может быть, тогда они бы относились к людям с вниманием?
В Новосибирске и области сложилась парадоксальная ситуация с заработной платой лечебных учреждений в системе ОМС. Дело в том, что ее размер, по сути, является постоянным и не зависит от количественных или качественных показателей работы. Считаю это неправильным и намерена эту ситуацию изменить. Врач должен быть заинтересован в том, чтобы пациенты стремились попасть именно к нему и были довольны качеством медицинской помощи. Сделать это можно только внедрением комплекса мер, направленных на то, чтобы лечение было качественным, а отношение медицинского персонал к пациенту — корректным. На мой взгляд, этими мерами должны являться:
• зависимость заработной платы персонала от результатов труда;
• развитие конкуренции в рамках нового закона об ОМС, когда пациент получит возможность выбора медицинского учреждения;
• развитие института медицинских страховых компаний, их участие в контроле качества медицинских услуг и обоснованности затрат ЛПУ;
• сотрудничество и контроль деятельности ЛПУ со стороны минздрава и ТФОМСа.
Кроме того, акценты в нашей медицине должны быть перемещены на развитие системы раннего выявления заболеваний, их профилактики, развитие стационарозамещающих технологий. Работы очень много.