18 октября понедельник
СЕЙЧАС +8°С

Банковский беспредел

Новосибирцы стали чаще пользоваться услугами банков и жаловаться на них

Поделиться

Поделиться

Банкиры и заемщики не могут найти общий язык. Об этом в понедельник, 14 марта, на пресс-конференции в редакции «Комсомольской правды» говорили представители государственных, муниципальных и общественных правозащитных организаций. По данным Роспотребнадзора, в прошлом году специалисты ведомства предоставили новосибирцам почти 400 устных консультаций по вопросам банковского обслуживания. «В этом году количество обращений заметно выросло», — констатирует главный специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Новосибирской области Ульяна Захарова.

Вместе со специалистами Роспотребнадзора, отделов защиты прав потребителей мэрии Новосибирска и общественной организацией «Союз заемщиков и вкладчиков России» мы составили рейтинг самых актуальных проблем, которые возникают у клиентов банков.

Одностороннее повышение ставок по кредитам. Несмотря на то что изменять условия договоров с потребителями в одностороннем порядке запрещают сразу несколько федеральных законов, некоторые банки с удовольствием улучшают собственное финансовое положение путем включения в договоры пунктов, которые дают возможность банку повысить ставки по действующему кредиту. «На моей практике чаще всего в одностороннем порядке процентные ставки завышают «Русский Стандарт» и «ЮниКредит Банк», — говорит зам. председателя регионального отделения ООР «Союз заемщиков и вкладчиков России» Людмила Олейничук.

Незаконные комиссии, несоразмерные штрафы и неустойки. Потребители очень часто соглашаются на выплату незаконных комиссий за ведение счета или выдачу кредита. «Если такие комиссии прописаны в договоре, то имеет смысл обратиться в суд во время действия кредитного договора», — рекомендует Людмила Олейничук. В Роспотребнадзоре также добавили, что суды с удовольствием решают споры о комиссиях в пользу потребителей. Кроме того, по норме статьи 333 ГК РФ, если штрафные санкции несоразмерны по отношению к сумме долга, то суд имеет право снизить размер выплат перед банком.

Платный перевыпуск кредитных карт. Для того чтобы получить банковскую карту, потребитель заключает с банком несколько договоров. Банк открывает клиенту счет, выпускает пластиковую карту и параллельно выдает кредит. «Перевыпуск карты обычно платный, — рассказывает Людмила Олейничук, — сумма списывается с кредитного счета, на образовавшуюся задолженность накладываются все предусмотренные кредитным договором проценты, пени и штрафы». «Нужно четко понимать, что пока счет закрыт не будет, банк будет предоставлять услуги, в том числе платные», — добавляет Ульяна Захарова из новосибирского Роспотребнадзора.

Навязывание страховки. Часто банки при выдаче кредита предлагают заключить договор страхования жизни и трудоспособности заемщика. Делать это банкиры имеют полное право. Однако самые недобросовестные из них пытаются навязывать клиентам платное страхование. «Страхование имущества, жизни и здоровья заемщика обязательно только в случае с ипотечным или автокредитом, — говорит Людмила Олейничук. — Банк не имеет права обуславливать выдачу кредита обязательным заключением договора страхования. Если такое происходит, потребитель имеет право обратиться в общественные организации или в суд за защитой своих прав».

Продажа долгов коллекторам. Часто банки продают безнадежные, по их мнению, кредиты третьим лицам — так называемым коллекторам. С точки зрения Гражданского кодекса, банкиры просто переуступают право требования по обязательствам. В комитете по защите прав потребителей мэрии Новосибирска рекомендуют: прежде чем общаться с коллекторами, потребуйте от них документы, на основании которых ваш долг перешел от банка к третьему лицу. «У меня на контроле есть один случай, когда к женщине, у которой есть долг перед банком, пришли коллекторы, — говорит руководитель комитета по защите прав потребителей Елена Михайлова. — Она обратилась в мэрию, мы ей посоветовали начать с азов: спросить, на каком основании они требуют у нее передачи средств. Коллекторы женщину больше не беспокоят».

«Российская банковская система слишком молода, чтобы не совершать ошибок, — считает доцент кафедры банковского дела НГУЭУ, кандидат экономических наук Ирина Газизулина. — Наши банки развиваются по европейскому сценарию и за последние 20 лет добились существенного прогресса. Не стоит забывать, что современной банковской системе не больше 20 лет, а мы спрашиваем с нее как со взрослой».

Мы показали составленный экспертами список проблемных ситуаций, которые возникают у заемщиков, представителям ведущих российских банков. За два дня комментарии успела предоставить только пресс-служба ВТБ24. По мнению пресс-секретаря филиала ВТБ24 в Новосибирске Ларисы Кузнецовой, наиболее актуальными для заемщиков являются проблемы, связанные с перевыпуском карт, а также страхованием жизни и здоровья. В первом случае, по словам госпожи Кузнецовой, автоматический перевыпуск появился по просьбе многочисленных клиентов банка на условиях, отраженных в договоре. Во втором случае представитель банка настаивает на том, что страховка не навязывается клиентам, а «настоятельно рекомендуется». «Часто наши заемщики благодарят нас за то, что при заключении договора их убеждали в целесообразности страховки, поскольку произошел страховой случай», — объясняет она. Чтобы не оказаться в неприятной ситуации, в ВТБ24 советуют внимательно читать кредитный договор, не стесняясь задавать все вопросы консультанту, чтобы иметь абсолютно ясное представление о том, какие обязательства налагает этот договор.

Кирилл Маковеев

Фото blogs.publishersweekly.com

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Новосибирске? Подпишись на нашу почтовую рассылку
Загрузка...
Загрузка...