17 сентября пятница
СЕЙЧАС +20°С

«Замки людоеда больше не строят»

Новая архитектура в городе — гнутое стекло в центре и стиль IKEA на окраинах

Поделиться

Жилой комплекс «Кедровый» архитекторы называют примером нового подхода — с упором на формирование комфортной окружающей среды

Жилой комплекс «Кедровый» архитекторы называют примером нового подхода — с упором на формирование комфортной окружающей среды

Поделиться

Среди представленных в этом году на «Золотой капители» проектов — концепция будущей филармонии и строящийся в Академгородке технопарк. Останавливающиеся у его стенда зрители обычно поминают похожие П-образные здания в центре Пекина. Также участвуют проекты из Иркутска, Владивостока, Барнаула. «Количество начало переходить в качество, — довольна куратор «Капители» Татьяна Иваненко. — Архитектура — паровоз, который медленно разгоняется, но видно, что проекты становятся более рациональными, замки людоеда больше не строят».

В качестве примера господин Ложкин приводит бизнес-центр «Кокон» и малоэтажный жилой комплекс «Кедровый». Строящийся на Мочищенском шоссе «Кедровый» — кирпичные трехэтажные дома, собранные из кубических форм, с апартаментами стоимостью от 15 до 16 миллионов рублей. «Кедровый» — это не какая-то сногсшибательная архитектура, — поясняет Александр Ложкин. — Это просто функциональная архитектура, в которой ставка делается на создание благоустроенной комфортной единой среды. Это лучший пример комплексной малоэтажной застройки в Новосибирске. Ведь это и есть наша главная проблема: самые дорогие дома стоят в чудовищной среде, где детей нельзя выпустить за порог и из окна смотреть не хочется».

Бизнес-центр «Кокон» — один из номинантов «Капители» — в последнее время постоянно обсуждается архитекторами

Бизнес-центр «Кокон» — один из номинантов «Капители» — в последнее время постоянно обсуждается архитекторами

Поделиться

Новые веяния эксперты связывают с изменением менталитета заказчиков. «Громко будет сказать, что он приближается к протестантской этике, — продолжает господин Ложкин. — Но заказчики сегодня хотят чувствовать себя уже не богатыми купцами, а похожими на своих западных коллег.

Этот подход накладывает, так сказать, ограничения в самовыражении. Архитектура становится более лаконичной, менее кричащей, — что не означает более дешевой или менее выразительной по языку. Эти перемены видны и по деловым зданиям, и по комплексным проектам малоэтажной застройки. В коттеджах по индивидуальным проектам это не так заметно. Но, по-моему, и здесь «теремков» становится меньше».

Среди номинантов «Капители» есть пример такого частного порыва к функционализму — проект летней резиденции от дизайн-студии «4 угла». В глазах дилетанта резиденция больше всего похожа на мебель IKEA: светлую, лаконичную, геометрическую. «Для Новосибирска это нетипично, для Европы — совершенно типично, — комментирует директор студии «4 угла» Александр Блинов. — Заказчиков, которые интересуются такой архитектурой, а не присущими местной традиции домами-сундуками, в последние год-полтора становится больше. Типичный портрет такого заказчика — человек около сорока лет, владелец собственного бизнеса, много поездивший. Это не дешевый дом, хотя и супердорогим его не назовешь».

Директор студии «4 угла» отмечает, что в последние год-полтора заказчики обрели вкус к такой архитектуре

Директор студии «4 угла» отмечает, что в последние год-полтора заказчики обрели вкус к такой архитектуре

Поделиться

Автор «Кокона» (а также круглого «Бутона», который строится на Красном проспекте напротив часовни) Валерий Филиппов тоже считает, что город меняется к лучшему: «Говорить о том, что изменилась общая масса, рано, но появляются отдельные интересные проекты, которые позволяют надеяться и на массовые изменения в будущем. И качество воплощения проектов у нас растет — взять хотя бы профили для «Кокона», которые гнули здесь, в Новосибирске. Я показывал фото здания немецким производителям профилей на выставке в Мюнхене — они цокали языками от того, что мы с ними сделали».

«Европейскость» новых проектов остается желанной целью самих архитекторов и лучшим комплиментом от коллег.

Александр Ложкин сравнивает «Кедровый» с застройкой в Северной Европе; куратор Татьяна Иваненко радуется, что некоторые из новых проектов можно представить себе и в Германии или Голландии. «Мы живем в период перехода от постсоветской эклектики 90-х годов к неомодернизму, лаконичному и изящному стилю, который господствует во всем мире, опаздывая при этом лет на 15», — подытоживает господин Ложкин. «Когда я читаю на НГС комментарии к новым зданиям — о том, что они не соответствуют климату, менталитету, — мне становится грустно. Это обычно очень поверхностный и не подкрепленный познаниями в архитектуре взгляд, — замечает Валерий Филиппов. — Знаете, в начале ХХ века в Томске была попытка целенаправленно изобрести сибирский стиль — получилось поверхностное наивное декорирование непримечательных образцов местного модерна шишечками и белочками».

Из общего оптимизма выбивается разве что сдержанное мнение главного архитектора Новосибирска Владимира Фефелова: «Кризис здорово притормозил движение. Многие крупные проекты так и остались на стадии заявок. Я не вижу четких тенденций на движение вперед в последние годы. Есть бурление, есть колебания, есть мода на стекло и алюминий, — вот и все».

Елена Полякова

Фото zkapitel.ru

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Новосибирске? Подпишись на нашу почтовую рассылку
Загрузка...
Загрузка...