В минувшую среду, 10 ноября, в день первого «настоящего» гололеда этой зимы на трассе Новосибирск – Омск погиб водитель автомобиля Skoda Octavia после того, как, по невыясненным пока обстоятельствам, слетел с дороги в кювет. От опрокидывания в полный незамерзшей воды кювет мужчину не спасли даже установленные на автомобиле зимние покрышки. Корреспондент НГС.НОВОСТИ выяснил подробности трагедии и узнал, что это уже не первое подобное ДТП с таким страшным исходом.
Справка: Кювет — боковая сточная канава трапецеидального сечения для отвода поверхностных вод с полотна и откосов выемки дороги. За 9 месяцев 2010 зарегистрировано 222 опрокидывания с полотна проезжей части, большая часть из них — в кюветы. (Данные пресс-службы Управления ГИБДД ГУВД по Новосибирской области)
В среду, 10 ноября, 31-летний Владимир Иванов (фамилия изменена. — А.Т.) выехал на своем автомобиле Skoda Octavia из Новосибирска в Омск и приблизительно в 16:40 на 1363-м километре трассы опрокинулся в левый по ходу движения кювет, после чего автомобиль утонул, подтвердили в Управлении ГИБДД ГУВД по Новосибирской области. Трагедия произошла в Коченевском районе.
Как уточнили в госавтоинспекции, свидетелями ДТП стали водители снегоуборочных машин, которые пояснили, что автомобиль ушел на встречную полосу и далее в кювет без видимых на то причин. По неподтвержденной информации от источника, близкого к расследованию данного ДТП, уйти на встречку мужчину вынудил вильнувший на его полосу автомобиль. Так или иначе, «Шкода» не просто вылетала в кювет, а перевернулась. В результате полученной деформации крыши у автомобиля образовались зазоры на дверях, поэтому он немедленно наполнился водой и пошел ко дну.
На фотографиях, опубликованных на официальном ресурсе областного ГИБДД gibddnso.ru, видно, что когда Skoda Octavia достали из кювета, Иванов находился на заднем сиденье. Однако в Управлении это объяснили не тем, что водитель пытался выбраться из машины, а последствиями процесса эвакуации машины.
На всех 4 колесах автомобиля были установлены шипованные покрышки, отмечают в ГИБДД НСО.
«К сожалению, опрокидывания в кюветы на трассах — достаточно распространенное явление, — констатирует старший инспектор отделения пропаганды безопасности дорожного движения и связи с общественными организациями Управления ГИБДД ГУВД по Новосибирской области майор милиции Алексей Толочный. — Мы анализировали это явление, и вывод такой, что в 99 % случаях виной всему человеческий фактор, а не состояние областных дорог или сопутствующие погодные условия. Порой бывает так, что и проезжая часть сухая, и снега нет, и состояние асфальта хорошее, и обочина имеется, но все равно совершается опрокидывание или в левый по ходу движения кювет, или в правый. При обгоне, засыпают — причины разные».
По словам преподавателей контраварийного вождения, ситуация, когда водитель в экстремальных обстоятельствах направляет свой автомобиль в кювет, является нормальной, а порой и единственной возможной.
В частности, как рассказал корреспонденту НГС.НОВОСТИ директор Новосибирского центра высшего водительского мастерства Виктор Жигулин, на своих занятиях они специально разъясняют обучающимся принципы «силового руления» — необходимого, когда автомобиль «слетает» с дороги. «Главное правило в том, чтобы не дать автомобилю перевернуться, — говорит Виктор Жигулин. — Если водитель при помощи соответствующей рулевой техники не смог удержать автомобиль на обочине и однозначно уходит в кювет, то и пусть он туда прямо и уходит. А вот если водитель в последние секунды будет пытаться выкручивать руль в сторону дороги, то он рискует перевернуть машину, и тогда последствия непредсказуемы, так как при падении на крышу водитель не только получит травмы и потеряет пространственную ориентацию, но и разобьет боковые стекла. А это значит, что машина неминуемо наполнится водой».
О том, что кюветы таят в себе потенциальную опасность, говорили и представители Территориального управления автомобильных дорог Новосибирской области на открытии 17-километрового реконструированного участка Ленинск-Кузнецкой трассы на границе с Кузбассом осенью 2008 года. Отмечалось, что сформированные «длинные» пологие откосы позволят водителя успеть стабилизировать маневры своего автомобиля до того, как он приблизится к кювету. В настоящее время кюветы на новосибирских областных дорогах, как правило, начинаются практически сразу же за дорожным полотном.
Самое массовое ДТП с летальным исходом из-за опрокидывания в кювет произошло 20 мая этого года недалеко от села Северное Северного района. Компания друзей по дороге из Северного в село Верх-Красноярка перевернулась на автомобиле «Москвич» и вылетела с проезжей части в придорожный кювет, заполненный талой водой. От удара двери машины заклинило, и молодые люди, в том числе две 16-летние девушки, не смогли выбраться наружу. Тела утонувших подростков были вытащены только утром, когда опрокинутую машину заметили проезжающие мимо автомобили.
Андрей Ткачук
Фото e1.ru (1), gibddnso.ru (2), Константина Пономарева (3)