Компания «Трансервис» приступила к строительству 16-этажного жилого дома с подземной стоянкой на улице Крылова, между двумя пятиэтажными малосемейками. Площадку под стройку «Трансервис» арендовал еще 9 лет назад и уже тогда натолкнулся на негативную реакцию жильцов близлежащих домов. Сейчас, когда застройщик вырубил деревья и снес детскую площадку, недовольство стало еще очевиднее. Несмотря на то что высотку решили «воткнуть» во дворе, директор компании Александр Бойко не считает, что его проект можно отнести к точечной застройке, и обещает, что новый объект не только не испортит местный пейзаж, но и принесет радость старикам и детям.
16-этажный жилой дом с подземной автостоянкой и трансформаторной подстанцией должен появиться между домами № 64 и 66 по ул. Крылова. Срок завершения строительства дома, указанный в паспорте объекта, — IV квартал 2011 года. За его возведение ответствен холдинг «Трансервис», один из крупнейших продавцов автомобильного топлива в городе, на ниве строительства известный своим бизнес-центром «Гринвич». По словам Сергея Ежака, руководителя отдела новостроек «Жилфонда», с высотки «Трансервиса» после полутора лет перерыва в центре города возобновилось строительство жилья.
Сейчас площадка под строительство на Крылова огорожена, более 80 деревьев вырублено, а вывороченные качели с каруселями сиротливо валяются за оградой. Бабушки и молодые женщины с колясками из дома на Крылова, 66 относятся к строительству пессимистично. Они уверены, что дети будут лишены безопасного двора, собак теперь выгуливать негде и, кроме того, увеличится риск попасть под машину. Впрочем, как свидетельствуют жители соседних домов, дети в этом дворе практически не играли, а качели с каруселями были оккупированы, главным образом, алкоголиками.
Расстояние между домами Крылова, 64 и 66 больше полсотни метров, и руководитель «Трансервиса» Александр Бойко не считает, что в данном случае возможно говорить о точечной застройке:
«Здание будет небольшое, по площади застройки оно в два с лишним раза меньше, чем те два дома, которые стоят по бокам. Что касается детей, то вряд ли в двух этих домах их наберется больше пяти. Крылова, 64 и 66 — малосемейки коридорного типа, в каждом из них по 20–30 собственников, остальные непонятные какие-то арендующие. А деревья — из 81, которых мы срубили, 64 были аварийными. Жильцы соседних домов спасибо нам должны сказать». По словам господина Бойко, новый дом будет представлять собою жилье эконом-класса, с 70 % 1-комнатных квартир и 30 % 2-комнатных, рассчитанных на молодежь и пенсионеров. Детская площадка и благоустройство во дворе будут полностью восстановлены, утверждает застройщик, возможно даже, что на первом этаже будет расположен детский сад.
Цены за квадратный метр в новом доме «Трансервиса» пока не ясны, в других строящихся домах Центрального района квадратный метр стоит в пределах 52–60 тыс. руб. за однокомнатную квартиру и 42–50 — за двухкомнатную. Дороже всего обойдется центральная недвижимость в строящемся доме на Советской, 8 — 65–70 тыс. рублей за квадратный метр.
Эксперты не удивляются, что посткризисное возрождение строительства начинается с точечной застройки.
«Востребованность многоэтажных жилых домов в центре существует, поэтому дома здесь будут появляться и впредь, делая заселенность еще более уплотненной», — комментирует архитектор Игорь Поповский, считающий, что Новосибирск имеет предпосылки к шанхайскому сценарию футуристического мегаполиса с жилыми небоскребами. Само по себе уплотнение, считает архитектор, находится в правовом поле, если не нарушает норм пожаробезопасности и освещенности, причем резерв площади не только микрорайонов, но и центра далеко не исчерпан.
Проблема, по мнению Поповского, заключается в другом: уплотнение застройки приводит к плачевному эффекту, главным образом в сочетании с крупноквартальной уличной сетью. «В советские времена вся комплексная застройка занималась укрупнением кварталов и ликвидацией мелких уличных сетей, — комментирует Игорь Поповский. — Теперь мы имеем пробки и понимание того, что мелкоквартальная сеть с уютными двориками и проходимостью транспорта гораздо удобнее». Вторая проблема — отсутствие гармонии в соседстве старых зданий и «точечных» высоток. «Практически по всей линии метро дворы застроены уродливыми, непонятно как туда впихнутыми кирпичными жилыми башнями без парковок и дворов», — сетует архитектор Андрей Буслаев, отметив в качестве примера «точечного дурновкусия» жилой комплекс «Александровский сад» на площади Кондратюка.
Владимир Иткин
Фото Татьяны Кривенко