
Поделиться
В Новосибирске прошли испытания планера, созданного студентами и выпускниками Новосибирского государственного технического университета. Разработчики нового летательного аппарата совместили достоинства парапланов, дельтапланов и планеров и получили новый по эксплуатационным качествам летательный аппарат. Первый полет уже состоялся на аэродроме в Мочище, а в будущем конструкторы хотят сделать на основе планера двухместный сверхлегкий самолет. О планах студентов корреспондент НГС.НОВОСТИ узнавала от первого проректора НГТУ, доктора технических наук, профессора, ранее возглавлявшего факультет летательных аппаратов, Геннадия Расторгуева.
Справка: Студенческое конструкторское бюро создано на базе факультета летательных аппаратов НГТУ в 1999 году. За время существования построило лебедку для буксировки летательных аппаратов, спроектировало тренажер на воздушной подушке, был построен опытный образец винто-моторной установки, монгольфьер и др.
Основные характеристики созданного в СКБ планера: сухая масса — 110 кг, взлетная масса — 220 кг, размах крыла — 12 м, максимальная скорость — 110 км/ч. Планер может поднимать в воздух одного человека.
Зачем студенты строят планеры?
Это проект людей, увлеченных небом и техникой. Группой заинтересованных ребят руководит наш выпускник Илья Зверков, кандидатской диссертацией которого была оригинальная работа по крылу с волнистой поверхностью. Ему помогает заведующий лабораториями кафедры самолето- и вертолетостроения Юрий Мохов. Неделю назад планер подняли на крыло. Испытания, в которые входили пробные руления и подлеты, провели сами конструкторы на аэродроме «Мочище». Особенность проекта в том, что это полностью самостоятельная разработка, по оригинальной конструктивной схеме, которая позволяет создать конструкцию с минимальным весом. При этом технологии доступны для самодельщика — то есть для планера все можно купить в магазине и сделать его, грубо говоря, дома в сарае. У планера очень хорошие аэродинамические характеристики, он тщательно спроектирован и сделан.
Кто на нем будет летать, не страшно? Какое будущее у этого проекта?

Поделиться
Сами ребята и будут летать. Как правило, тот, кто создает летательный аппарат, доверяет своему детищу и не боится парить в воздухе, потому что все просчитано. Это не просто планер — он будет служить базовой моделью для двухместного планера, для мотопланера и в итоге для двухместного сверхлегкого самолета. Все будет сделано на основе этой конструкции, это будет целое семейство летательных аппаратов. В перспективе ребята хотят сделать электромотопланер, то есть поставить не бензиновые, а электрические двигатели. Сейчас есть возможность поставить такие сверхлегкие двигатели — 5-киловатный двигатель имеет вес 1 кг.
За границей вузы больше интегрированы с предприятиями?
Конечно, больше. Например, в Корее студенты делают конкретные курсовые работы, фактически по заказам предприятий, которые курируют их сдачу. Студенты даже получают за это какие-то деньги: предприятие или стипендию дает, или просто платит за сделанную работу. Предприятия, которые участвуют в подготовке студентов, имеют преимущественное право отбора лучших — тех, у кого голова и руки на месте. Постепенно студенты переходят работать на курирующее предприятие.
«Суперджет» — это хороший самолет или подделка?
Я бы не сказал, что это подделка. Это серьезная работа, которую курирует компания «Гражданские самолеты Сухого». На начальной стадии «Боинг» консультировал наших разработчиков, но все, что сделано, — это наши разработки. Кроме того, не секрет, что в российском представительстве «Боинга» успешно трудится достаточно много наших специалистов, которые занимаются реальными разработками, внедряемыми на том же «Боинге».

Поделиться
В чем конкурентное преимущество «Эйрбасов» и «Боингов», почему все летают на них?
У них отлаженная сеть сервисного обслуживания самолетов. Любой самолет должен проходить плановые проверки — есть регламент, какое именно техобслуживание и через какое время нужно сделать. Техобслуживанием занимаются лицензированные фирмы «Эйрбаса» и «Боинга». Чтобы создать такие же службы, нам нужно вложить очень много денег. Поэтому когда мы сделаем самолет RRJ, нужно будет или войти в альянс с известными фирмами, или делать что-то свое. Но для создания собственной инфраструктуры нужны свои большие продажи, а это сделать не так просто. Если говорить об авариях, то они случаются и у «Эйрбаса», и у «Боинга», и у наших — по статистике примерно одинаковое количество.
Прокомментируйте, пожалуйста, переход космического корабля «Союз» с аналоговой техники на цифровую.
Я не специалист по космическим кораблям. Думаю, и у цифровых, и у аналоговых устройств есть свои плюсы и минусы. В некоторых случаях аналоговые устройства оказываются более надежными. Случись вспышка на солнце, мощный электромагнитный выброс, и цифровые устройства могут полететь, а аналоговые — электромагнитные выбросы не видят и не чувствуют. Поголовный переход на цифру состоится, но в некоторых случаях — в ответственных узлах — может быть целесообразнее ставить проверенную аналоговую технику.
Почему беспилотники покупают в Израиле?
В России тоже «лед тронулся», но для этого должен быть государственный заказ. Я уверен, что нашим специалистам делать беспилотники вполне по силам, тем более в печати появилась информация, что у нас уже есть что предложить.
Почему не летает многострадальная баллистическая ракета «Булава»?
Последний запуск был успешным. Насколько я знаю, у проекта менялись конструкторы, и проблемы с ракетой, скорее, относятся к кадровым. Раньше говорили, что американский аспирин действует, а наш нет, и задавались вопросом: может быть, наши фармацевты руки не моют, когда что-то мешают. Может быть, то же самое и здесь: культура производства не та. Кроме того, могут быть и конструктивные просчеты наших специалистов, которых не хватает. Но успешный запуск состоялся, поэтому проект доведут.
Елена Сафронова
Фото предоставлены пресс-центром НГТУ (1, 3), Татьяны Кривенко (2)