На прошлой неделе «Экспресс-пригород» сообщил о поступлении на направление «Новосибирск – Тогучин» очередного нового электропоезда, оснащенного биотуалетами (как, впрочем, и все новые электропоезда). Хотя электрички нового образца уже ходят — наряду со старыми — на всех пригородных направлениях, сходить в туалет по пути на работу клеркам, ездящим в свои офисы из ближайших пригородов, пока не удается. Общие правила, запрещающие пользоваться туалетами в санитарной зоне (для Новосибирска ограниченной станциями Искитим, Коченево, Сокур и Буготак), касаются и биотуалетов и могут быть пересмотрены только после полного обновления состава поездов. Впрочем, и в самом городе ситуация с туалетами остается непростой. Почему даже платный туалет так трудно найти и помощи не приходится ждать и от ДубльГИСа, выясняла корреспондент НГС.НОВОСТИ.
Ехать из Новосибирска в электричке с запертым туалетом придется до 1,5 часов. Возможности человеческого организма позволяют терпеть и дольше. По словам уролога медицинского центра «Юнона» Олега Абаимова, здоровый человек может обходиться без туалета от 3 до 5 часов в зависимости от индивидуальных особенностей и количества выпитой жидкости. Время без туалета зависит и от сезона (в жару часть жидкости выводится с потом). И от того, чем именно вы утоляли жажду: пиво имеет мочегонный эффект. «Женщина в среднем может терпеть больше мужчины — у нее более эластичный мочевой пузырь, — поясняет господин Абаимов. — Но терпеть через силу вредно: переполненный мочевой пузырь дает излишнее давление в органах мочеполовой сферы, а это чревато воспалением почек и мочеточников.
От этого очень страдают мужчины с простатитом, которым туалет нужен часто и безотлагательно: получается, что сам город толкает их на административное правонарушение в укромном месте. Им приходится, передвигаясь, все время держать в голове все туалеты по пути следования». И здесь нуждающимся не поможет даже ДубльГИС — рубрика «Туалеты» там не предусмотрена. «ДубльГИС, прежде всего, справочник организаций и предприятий города, а туалет все же не организация, — комментирует специалист по рекламе и маркетингу компании «ДубльГИС» Алена Ануфриева, — В качестве отдельных организаций в нашем городе 12 муниципальных туалетов. Этого количества недостаточно для создания специальной рубрики».
Госпожа Ануфриева поясняет, что при развитии мобильных версий ДубльГИСа туалеты в нем могут появиться, пока же острой необходимости в них нет.
Функцию практически вымерших бесплатных общественных туалетов невольно приходится выполнять туалетам кафе и кинотеатров. Например, в столовой «Вилка-Ложка» на площади Ленина в очереди в туалет, заманчиво устроенный рядом с входом, обычно с задумчивым видом стоит хотя бы один человек, зашедший с улицы и не удостоивший взглядом раздачу еды. Едва ли такие посетители радуют администрацию общепитов, но в большинстве заведений среднего уровня дорогу к заветной двери, скорее всего, не преградят. Впрочем, сама возможность такого конфликта застенчивому человеку кажется непреодолимым препятствием.
Застенчивым остаются платные туалеты (придется отдать порядка 15 рублей), но и они есть не на каждом углу и найти их можно только по памяти.
Туалет в Первомайском сквере в отдельном модуле расположен на историческом месте. В двух шагах от него, в подвале здания гостиницы «Центральная», бесплатный туалет был еще в 70-е годы и славился тогда как относительно чистый. В 90-е годы он сменился платным. А затем на его месте открылось вначале кафе, вызвавшее у памятливых горожан немало насмешек, а затем интернет-клуб.
По наблюдениям служительницы, через туалет в Первомайском сквере в день проходит около ста человек; в дни массовых праздников эта цифра подскакивает, а зимой — падает до пары десятков человек в день. Через аналогичный туалет на спуске к набережной Речного вокзала, по словам кассира, в будний день летом проходит человек 50, а в выходные — около 150. Эти туалеты относятся к ведомству Горводоканала и закуплены по бюджетной программе, но обслуживаются коммерческой организацией.
Геннадий Дашкевич, руководитель центра продажи биотуалетов «Экосити», объясняет малое количество платных туалетов тем, что доход от них не так велик, как принято считать со времен римской присказки «деньги не пахнут».
«С точки зрения потребностей горожан — туалетов не хватает, с точки зрения предпринимательства — рынок не доходен, — говорит господин Дашкевич. — Город слишком мал, чтобы зарабатывать на этом серьезно. Автономные кабинки — то, что называют «биотуалетом» (хотя на самом деле это обычный сбор в бак с добавлением химии), — самое дешевое решение, но у него много недостатков: и сезонность, и неприглядность. Это походный вариант, уместный, например, как временный для массового праздника, но неуместный там, где можно сделать стационарное решение. Стационарное решение — это более цивилизованные модули, вроде того, который установлен в Первомайском сквере. Но они требуют подключения к электричеству, дороги и медленно окупаются. Такой модуль стоит 350–400 тысяч, и мест с достаточно высокой проходимостью, чтобы окупить его стоимость, не говоря уж о затратах на обслуживание, немного. Так что нехватку туалетов нужно решать не за счет бизнеса, а за счет бюджетной программы».
Елена Ляховская
Фото автора (1, 2), gettyimages.com (3)