Программа мультфильмов детской киностудии «Поиск» заняла первое место на престижном кинофестивале «Весенняя капель», который прошел 26–28 марта в Липецке. Призы «Поиск» получает не первый десяток раз — мультфильмы юных аниматоров (в основном дошкольников) производят впечатление экстраординарными поворотами сюжета, трогательной наивностью и тотальным галлюцинозом. Еще одна новость, связанная с «Поиском», куда более неожиданна — губернатор Толоконский предложил «Поиску» (более четверти века базирующемуся в гниющем бараке на бульваре Молодежи) войти в технопарк. Корреспондент НГС.НОВОСТИ встретился с бессменным руководителем «Поиска» Петром Анофриковым и расспросил его о взаимосвязях технопарковых амбиций и детской мультипликации.
Справка: Анофриков Петр Иванович — заслуженный работник культуры РФ, кинорежиссер, член Союза кинематографистов РФ. Основатель и директор киностудии «Поиск» — одной из самых известных российских студий, где дети с 3 лет сами снимают и озвучивают мультфильмы. Студия работает с 1973 года, имеет более 200 дипломов и наград на российских и зарубежных кинофестивалях.
Петр Иванович, поздравляю с победой. Успели уже отметить?
Вы будете смеяться, но мы еще ничего не получили оттуда. Хотя они вообще обычно очень скрупулезны, даже присылают конверт, который вскрывали на сцене, когда определяли победителя. И мы узнали о том, что победили, от Сергея Серегина, это президент нашего фестиваля «Жар-птица» (ежегодный фестиваль детской анимации в Новосибирске. — В.И.), кинорежиссер. И я не помню уже, зачем ему звонил, а он мне и говорит: «Мы из Липецка приехали, догадайтесь, кто там победил? Вы, конечно!».
Что за фильмы победили?
Победила программа мультфильмов, их было около десяти. Вот такой, например, — «Небесный рыцарь» по мотивам русских народных и других мировых сказок. Был там рыцарь Иван-царевич, который жил под дубом, под заячьим кустом, в беломраморном замке. А в море жила щука Злюка-Змеюка. Рыцарь Иван-царевич на своем корабле эту щуку преследовал, потому что она никому в море покоя не давала. У него в друзьях был Месяц, который плавал в своей лодочке по космосу и освещал дорогу. И еще был знакомый Осьминог.
Или еще — «Красавица бабочек». Про то, как у бабочки пропали все цвета, а птички ее потащили к цветам, и те дали ей цветочек, а потом сделали ее королевой бабочек и потащили ее в Странное место, где было много старого и нового: дома, часы, одежда — и даже волк. И в этом Странном месте они разбудили волка, тот хотел испугать бабочку, но одна из птичек клюнула его, и волк стал невидимым, а потому не страшным. И стало в лесу тихо — поэтому и сказка кончилась.
Ваша студия — победитель всевозможных фестивалей, коллекция наград ваших воспитанников просто огромна. Для вас по-прежнему важна эта фестивальная жизнь — награды, дипломы, состязание за пальму первенства?
Как бы сказать… Мы работаем по определенным принципам и всегда рады, когда появляется еще кто-то, кто делает то же самое. Как писал Борис Шергин в поморских рассказах про русский Север: «Прибыльное это дело для души — на чужой успех любоваться». И поэтому мы с удовольствием участвуем во всех фестивалях, к себе всех приглашаем. С другой стороны, и преподавателям, и детям, конечно же, важна оценка. Они ведь соавторы, и то, чем они занимаются, — это коллективный поиск истины, на самом деле.
Художник, известно, должен быть голодным. Но существовать детской студии в прогнивших деревянных бараках, которые были, фактически, первыми зданиями, возведенными строителями Академгородка, все же негоже. Вы много лет ведете борьбу с чиновниками за новое помещение. И складывается впечатление, что конца этой борьбе не будет никогда.
Все не так плохо. 26 марта я был на встрече с губернатором, где в очередной раз поднимали этот вопрос. Понятно, что средств нет, чтобы вот так взять и построить, но проблема еще в том, что СО РАН не подписывает нам разрешение на земельный участок, который мы нашли. А мы ведь там хотим не только одно здание, а создать еще вокруг некую инфраструктуру, где наши старшие дети могли бы что-то строить, чем-то заниматься с малышами, чтобы они там стали действительно хозяевами этой территории. И сейчас на нас вышел Национальный детский фонд из Москвы с предложением мне войти в состав правления этого фонда и возглавить работу по распространению нашего опыта. Это же некая инновация, то, что мы делаем, такого вообще нет в мире.
И вот поэтому губернатор высказал мысль: а почему бы нам не войти в технопарк? Ведь наша работа — это тоже своеобразное ноу-хау, которое можно распространять, и в структуре технопарка это обрело бы какие-то реальные очертания.
Сейчас мы готовим бумаги, объясняющие, почему мы туда могли бы войти. И еще из новостей — мы получили президентский грант на съемку фильма о том, как будет строиться это здание. Ну, там, конечно, больше о том будет, как Новосибирск относится к детству.
Технопарк, бизнес-инкубатор, инновации — все эти порядком замыленные слова с чем-чем, а уж с детской мультипликацией ассоциируются в самую последнюю очередь.
Нам есть чем гордиться. Да, у нас старые гнилые бараки, но здесь 1000 квадратных метров, здесь занимаются 600 человек, причем часть из них — это родители. Мы же начинаем работать совсем с малышами, от 8–10-месячного возраста. То, что мы делаем, — это некий пример того, как необходимо организовать образование в принципе. То, что мы делаем сейчас, очень востребовано. Вот мне звонили на днях из Ханты-Мансийского автономного округа, у них есть там фестиваль «Я ребенок, я творец», они хотят, чтобы мы проехали по округу, чтобы мы рассказали о своем опыте. И там уже возникают новые студии, которые к нам приезжают на стажировку, на наш фестиваль, учатся. Так что, я думаю, что, в конце концов, российская мультипликация прирастать будет Сибирью.
Владимир Иткин, Артем Шершнев
Фото tigrulki.ru (1), Артема Шершнева (2)
Видео youtube.com