Купить в магазине соевый соус или колбасу с добавлением новосибирской сои уже совсем скоро сможет любой сибиряк. Такое будущее нам предрекают не только ученые и фермеры, но и депутат областного Совета Александр Морозов: «Хочет власть или не хочет, но рынок все равно сделает выбор в пользу сои. Отдавать сотни миллионов рублей перекупщикам (зерна. — К.М.) и колхозникам из других регионов — это как минимум неразумно». По его словам, многие сельхозпредприятия намерены в этом году отвести значительные площади под посев соевых культур. Сколько стоит соя, где ее применяют, бывает ли соя без ГМО и есть ли у Сибири соевое будущее, выяснял корреспондент НГС.НОВОСТИ.
Справка: В прошлом году в площадь посевов сои в НСО составила 200–250 га. Несколько лет назад под соей было занято 3 тыс. га пашни. Соя растет только во влажном и теплом климате. Ученые Сибирского НИИ кормов разработали специальный сорт сои, который может расти в условиях Сибири, — СибНИИК 315. При создании новых сортов сои наши ученые не применяют методики генной инженерии.
В Новосибирской области для посевов сои подходят лишь Коченевский, Ордынский, Черепановский, Новосибирский и Искитимский районы. Основными потребителями сои являются Курганская и Челябинская области, республики Татарстан, Мордовия и Башкортостан. (Данные замдиректора по научной работе Сибирского НИИ кормов РАСХН Виктора Данилова)
Поставлять сою жителям области будут те же крестьяне, которые накануне завалили внутренний рынок пшеницей. «В год рекордного урожая в регионе до сих пор не продано 800 тыс. тонн пшеницы. Из них около 300 тыс. тонн остаются в фермерских хозяйствах», — сетует генеральный директор Ассоциации крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов (АКХСК) Новосибирской области Виктор Майбах. По оценкам заместителя коммерческого директора ЗАО «Новосибирский мелькомбинат № 1» Сергея Соколова, себестоимость зерна начинается от 2000 рублей. Сам мелькомбинат покупает пшеницу третьего класса за 2500–3100 рублей за тонну.
Отказаться от посевов пшеницы и удариться в выращивание сои и мяса крестьян подталкивает и сама структура внутреннего рынка Новосибирской области: пшеницу производят все, а покупают единицы. Для того чтобы выжить, крестьянам придется сажать новые культуры:
«Нужна соя — будет соя, нужна картошка — будет картошка. Нужна мытая картошка — вымоем. Лишь бы купили», — говорят фермеры.
В 2008 году спрос на муку упал на 15 %, в 2009-м — еще на 10 %. А вот потребление мяса и колбас за это же время выросло более чем в 2 раза. Не секрет, что при производстве большинства мясных продуктов применяется растительный белок. Рост спроса на колбасу, сосиски, фарш, котлеты или пельмени означает удвоенный рост спроса на сою: ее не только добавляют в продукты, ею кормят животных, которые потом идут на убой.
Соя традиционно дороже пшеницы — она стоит сегодня 6–8 тыс. рублей за тонну при средней урожайности до 10 ц/га и себестоимости до 4 тыс. рублей за тонну.
По оценкам депутата Морозова, на территорию Новосибирской области ежегодно ввозят более 100 тыс. тонн сои. В нашем регионе нет достаточного опыта возделывания этой культуры и ее переработки.
По данным АКХСК, ряд хозяйств уже в этом году намерены построить большие свинокомплексы на 1000–1500 голов, которым понадобятся корма, в том числе зерно и соя. «Те, у кого есть скот, оказались сегодня в более выгодном положении. Дешевое нетоварное зерно (такого летом 2009-го вырастили до 70 % от общего урожая. — К.М.) в таких хозяйствах отдают животным и получают прибыль за счет роста производства мясной продукции», — рассказывает г-н Майбах.
«Все, что касается сои, — это гарантированный сбыт. В области постоянно увеличивается количество животноводческих хозяйств и поголовье птицы и скота», — поддерживает фермера депутат Морозов. По его мнению, соя хоть и не вытеснит пшеницу с полей Новосибирской области, но очевидно получит значительно больше посевных площадей. То, что крестьяне должны сделать выбор в пользу сои, было понятно еще в прошлом веке. Тогда ученые нашли способ выращивать сою в сибирских условиях. Позднее, столкнувшись с различными трудностями при выращивании бобовых, власти региона и крестьяне сделали выбор в пользу пшеницы.
«Фермер из Тогучина Лидия Воронкова наладила производство и розничную торговлю жареной соей. Два года у нее был хороший урожай, а потом два года неудачный. И она перестала заниматься соей», — рассказал Виктор Майбах.
«Соя — не пшеница. Посеял и забыл — это не про нее. Чтобы соя регулярно давала достойный урожай, ее нужно защищать от болезней и сорняков», — вторит фермеру кандидат сельскохозяйственных наук, заместитель директора по научной работе Сибирского НИИ кормов РАСХН Виктор Данилов.
Кстати, этот год, по словам ученых, будет крайне неурожайным. «Земля промерзла в среднем на 2-3 метра. Это значит, что крестьяне не получат большого урожая пшеницы», — прогнозирует Вадим Гильмундинов. С коллегой соглашается и Виктор Данилов, который уверен, что жаркая и сухая погода также помешает нормальной урожайности сои. «Можно посеять ее разве что на семена и продать их, к примеру, в Мордовию и Курганскую область», — считает ученый.
Кирилл Маковеев
Фото gettyimages.com (1, 3), wordpress.com (2)