На минувшей неделе губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский отпраздновал 10-летие пребывания на своем посту. Юбилей глава региона отметил, пообещав создать собственное правительство — в рамках «работы по оптимизации и реструктуризации управленческих структур». Обзаводиться министрами российские регионы начали давно, и Новосибирская область на их фоне выглядит скорее консерватором, который в последний момент поддался общему поветрию. Новые надписи на визитках позволят новосибирским чиновникам эффективнее бороться за внимание федерального центра и оперативнее выполнять технические функции, надеются эксперты, пусть даже сами чиновники от этого лучше не станут.
В детали создания министерств Виктор Толоконский вдаваться не стал. Никаких документов, описывающих реформу, пока не утверждено, говорят в пресс-службе губернатора. Сама по себе идея обзаводиться кабинетом министров не противоречит закону «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Его авторы наделили губернаторов правом определять «структуру исполнительных органов государственной власти» в регионе. Новосибирская область станет далеко не первым субъектом России, который этим правом воспользуется: другие регионы включились в процесс более 10 лет назад. Так, в 2004 году правительством обзавелась Омская область, а в 2007-м его начали формировать в Красноярском крае.
Кроме того, сетовал губернатор, администрации не хватает мобильности, а главам ее департаментов — авторитета, который дает должность министра правительства при общении с федеральными чиновниками. Однако «кардинальных» преимуществ правительства перед администрацией глава области тогда не видел. Разглядеть эти преимущества администрации удалось только спустя 3 года.
Ректор Сибирской академии государственной службы Евгений Бойко говорит, что идею создать в области правительство он подавал очень давно.
«У губернатора очень много функций, которые называют представительскими: общение с высшими органами власти и так далее. Это занимает много времени. Поэтому, чтобы оперативно решать вопросы, создают правительство, а губернатор занимается общим контролем. Это разумная идея, я предлагал ее еще губернатору Виталию Мухе в 1992 году, однако он не согласился», — говорит ректор.
Само по себе создание правительства не предполагает раздувание штата чиновников, уверен Евгений Бойко, все зависит от организации. Организовывают процесс тоже по-разному. В Красноярском крае появился глава правительства, подотчетный губернатору. Губернатор же отправляет премьер-министра в отставку. В Омской области губернатор просто стал един в двух лицах. Перетряску аппарата соседи Новосибирской области аргументировали необходимостью сделать его мобильнее и ответственнее.
В начале декабря 2009 года правительство Пермского края в полном составе ушло в отставку, признав свою долю вины за трагедию в ночном клубе «Хромая лошадь».
Губернатор Омской области Леонид Полежаев объяснял, что правительство позволит ему не только повысить статус своих чиновников, но и уйти от постсоветской системы управления. Глава Красноярского края Александр Хлопонин мечтал «повысить результативность и оптимизировать управленческие расходы». Красноярский политолог, депутат местного горсовета Сергей Жабинский роста результативности не заметил, хотя само решение он считает соответствующим духу времени: «Пусть формально меняется только вывеска, на самом деле меняется еще и статус ключевых людей, которым в статусе министра проще общаться с федеральной властью. Там министры и здесь министры. Получается вертикаль власти и никакой путаницы. Переход регионов на эту систему — это общая тенденция и веяние времени. Я не думаю, что речь идет об управленческой эффективности — потому что команда осталась та же. Если поменялось только название должности — как это заставит человека более эффективно работать? Никак. Речь шла только о повышении статуса и встраивании в систему».
С другой стороны, роста числа чиновников в Красноярском крае тоже не было, уверяет Сергей Жабинский, кое-где штат удалось даже сократить.
Впрочем, потратиться на правительство предстоит в любом случае. Так, депутаты Архангельской области, обсуждая аналогичную реформу в середине минувшего года, подсчитали, что только на смену табличек и штемпелей уйдет не менее 5 миллионов рублей.
Петр Малков
Фото Константина Пономарева