В начале минувшей недели на очередном заседании комиссии администрации Новосибирской области по обеспечению безопасности дорожного движения было принято решение рекомендовать областному ГАИ вернуться к советской практике публикации в местных СМИ списков водителей, лишенных водительских удостоверений за вождение в нетрезвом виде. По мнению вице-губернатора Василия Юрченко, предложившего эту меру, у водителя появится еще одна причина не пить накануне поездки, иначе вместе с правами он лишится и своей репутации. Корреспондент НГС.НОВОСТИ выяснил, что в ГИБДД с радостью восприняли эту идею и сейчас ищут юридически приемлемую форму для ее реализации.
Справка: В период с января по июль 2009 года в Новосибирске ежесуточно выявлялось в среднем по 20 водителей, находившихся за рулем в нетрезвом состоянии. За такой же период 2008 года — по 27. (Данные УГИБДД ГУВД НСО)
Как рассказали автору в пресс-службе областной администрации, новая нетрадиционная мера воздействия на нерадивых автолюбителей была предложена вице-губернатором Василием Юрченко начальнику областного ГИБДД Сергею Штельмаху в качестве рекомендации, а не руководства к действию. По словам старшего инспектора отдела пропаганды областного управления ГИБДД Сергея Щекотина, в столь осторожной форме это было сделано только потому, что есть определенные подозрения в правомерности такой меры.
Мнение автоинспекции в эффективности публикации таких списков, по словам Щекотина, однозначное. «Здесь действует принцип «капля камень точит», — объясняет специалист. — Мы всегда считали, что в борьбе с пьяными водителями все средства хороши, потому что на кону стоят человеческие жизни. Поэтому пусть человек твердо знает, что если его поймают пьяным за рулем, то совсем скоро или в СМИ, или у нас на сайте, но об этом совершенно точно узнает весь город, все его близкие и знакомые. А кому нужно такое пятно?..».
Корреспонденту НГС.НОВОСТИ не удалось найти примеров подобной практики в государственном масштабе, однако он выяснил, что ранее некоторые страны проводили у себя подобные эксперименты. В частности, почти три с половиной года, с 2003-го по сентябрь 2006-го, департамент полиции Эстонии вывешивал на своем официальном сайте фамилии водителей, задержанных за рулем в состоянии алкогольного опьянения. Списки размещались сразу же после приговора суда и висели в течение пяти суток, а потом заменялись на новые. Эксперимент прекратили по двум причинам. Во-первых, эстонский канцлер права вдруг обнаружил, что эта практика необоснованна и сопряжена с нарушением прав человека. А во-вторых, по версии самих полицейских, количество выявленных нетрезвых водителей за эти годы только росло.
В Советском Союзе также практиковались позорные списки в местных газетах. Как рассказал автору председатель правления фонда родственников пострадавших в автоавариях «Форпост» Петр Морозов, в его бытность начальником ГАИ Новосибирска такие списки в виде дополнительного наказания к штрафу за вождение в нетрезвом виде регулярно передавались в редакцию «Вечернего Новосибирска». И, в отличие от эстонских водителей, новосибирские автолюбители этого боялись.
«Мне неоднократно звонили с просьбами не афишировать фамилию, — вспоминает Петр Морозов. — Я отвечал: тогда вместо штрафа лишу тебя прав, и были такие люди, которые говорили, что лучше лишай. Так сильно боялись засветиться».
Сейчас некоторые районные газеты Новосибирской области до сих пор по согласованию с местным ГИБДД продолжают советскую практику. По словам главного редактора усть-тарской газеты «Знамя труда» Александра Бушмакина, в рубрике «ГИБДД сообщает» они периодически печатают фамилии нарушителей, в том числе и по «пьяным» статьям.
Кроме того, в новосибирские СМИ и без того всегда просачиваются фамилии подозреваемых в громких «пьяных» преступлениях. Достаточно вспомнить историю с задержанием инспектором ГИБДД Александром Бугурновым сотрудника прокуратуры Василия Савицкого и последние случаи, когда пьяная студентка Ольга Мельниченко сбила насмерть инспектора Дмитрия Чулкова, а пьяный депутат Владимир Вильгельми покалечил инспектора Морозова.
По мнению президента Союза юристов Новосибирской области, государственного советника юстиции 2-го класса Геннадия Жиганова, вопрос о «позорных списках» все-таки не в юридической плоскости, «так как при желании протащить можно почти любой закон, а потом иди-разбирайся», но исключительно в целесообразности. «Лично я считаю, что вряд ли что-то может быть более эффективным для исправления водителя, чем лишение его прав на несколько лет или реальный срок заключения, если он виновник ДТП», — заключает специалист.
Андрей Ткачук
Фото pics.autonews.ru