
Поделиться
Нужна ли ученикам общеобразовательных учреждений школьная форма? Для того чтобы обсудить этот вопрос, в пресс-центре «Комсомольской правды» собрались директора школ и швейных предприятий, чиновник мэрии и семейный психотерапевт. Сразу выяснилось, что строгость в одежде приветствуется, но школьная верхушка не испытывает никакой ностальгии по унылым коричневым платьям и белым фартукам. Вместо школьника-активиста советских лет примером для подражания единогласно были признаны офисные сотрудники крупных банков — именно так, по мнению школьных управленцев, должны выглядеть ученики средних и старших классов.
Справка: Традиционная темно-синяя или коричневая форма была введена в России в 1949 году. Ее отменили в 1992 году. В 2001 году на федеральном уровне вышло письмо, адресованное школам на местах. В нем Министерство образования рекомендует ученикам избегать спортивного стиля в одежде для посещения занятий. В Новосибирске из 200 школ рекомендациям последовали 49 % школ — почти половина всех общеобразовательных учреждений города, в той или иной форме, имеет свой дресс-код.
О том, чтобы заставить школьников снова надеть форму волевым решением сверху, городские власти и не думают, — уверила всех участников круглого стола начальник отдела общего образования Главного управления образования Новосибирска Галина Черкасова.

Поделиться

Поделиться
Управление образования уповает на вкус директоров, которые, по мнению Черкасовой, должны сами предложить общественным советам при школах ограничить ученикам свободу в выборе одежды, помня о «шальных девяностых», когда девочки являлись на уроки «чуть ли не с голыми животами».
Волна интереса к школьной униформе прокатилась по городским гимназиям и лицеям еще в 2000–2001 гг. Однако в большинстве учебных заведений ограничились запретом на джинсы, откровенные юбки и декольте, а также спортивные костюмы вне уроков физкультуры. То, что принято называть школьной формой, носят сейчас ученики начальной школы гимназий и лицеев — родители первоклашек заказывают одинаковые комплекты на класс. Среднее и старшее звено имеет более широкий выбор, — дети могут ходить на уроки в одежде делового стиля, купленной в любом магазине города.

Поделиться
Подопечные директора лицея № 22 Железнодорожного района Татьяны Ведяевой покупают униформу в магазинах LeVall. Школьникам дана свобода в выборе цвета (темно-синий, серый, черный или коричневый) и фасона (девочкам — платье, сарафан, брючный костюм или пиджак с юбкой, мальчикам — костюм-двойка и галстук).

Поделиться
Массовых протестов против диктатуры делового стиля директора школ не припомнят. Они утверждают, что решение ввести школьную форму принималось совместно с детьми. С тех пор форма помогает подросткам концентрироваться на учебе и делает более дисциплинированными. «В начальной школе дети надевают форму с удовольствием, ведь для них она символизирует вступление в новую жизнь, они чувствуют себя важными. А старшие девочки понимают, что деловой стиль — это способ себя презентовать, что очень важно в наше время», — убеждена директор школы № 159 Заельцовского района Татьяна Горбачева.
Психотерапевт Игорь Пожидаев считает, что дети, одетые в школьную форму, могут начать учиться на «отлично» и вести себя примерно, а могут и наоборот: ведь в подростковом возрасте главное — выделиться хоть чем-то из общей массы.

Поделиться
Однако шансов, что школьная форма откроет в школьниках новые таланты, все-таки больше, убежден психотерапевт. Ограничивая учеников в выборе одежды, которую можно носить на уроки, школа делает им большое одолжение. «Сейчас приходят на предприятия выпускники 90-х, когда все ходили в спортивных костюмах и можно было все. У многих нет самодисциплины, чувства команды», — сказала Галина Черкасова, добавив, что такие кадры не нужны в офисах крупных банков или международных компаний: чтобы быть успешным, к белому воротничку нужно привыкнуть со школьной скамьи.
Сегодня проблема даже не в том, как заставить школьников носить форму, считает Татьяна Ведяева, а в том, чтобы заставить новосибирских производителей ее для них шить. «Со школами никто не хочет сотрудничать, хотя говорят, что многие швейные фабрики стоят без заказов», — удивляется Ведяева.
Прояснить ситуацию взялась директор швейного предприятия «Топтышка» Галина Кочерга. По ее словам, оптом шить на непропорционально сложенных подростков — слишком трудоемкий процесс, тем более без предоплаты, вносить которую многие крупные школы-заказчики наотрез отказываются. «Собирая с родителей деньги на пошив одежды, директор выполняет нехарактерную для себя функцию, нам не нужна лишняя ответственность», — ответила за директоров школ Татьяна Ведяева. Выходит, что общая форма, создающая имидж учебному заведению, появится в городе очень не скоро. А пока спасать школьные коридоры от засилья голых пупков и спортивных костюмов будет деловой дресс-код, который сам по себе неплох, но к школе имеет весьма отдаленное отношение.
Дарья Староверова
Фото автора