На этой неделе в новосибирских салонах мобильной связи «Евросеть» начались продажи необычных флеш-карт для телефонов и коммуникаторов. Карты памяти потеряли свою девственную чистоту — теперь на них изначально записаны новые альбомы поп-звезд: Димы Билана, Александра Рыбака, «Дискотеки Авария» и других. Авторы проекта рассчитывают привлечь в качестве покупателей молодежь и уверены в том, что продажи хитов на флешках для телефонов — это новый перспективный способ продаж мультимедиа. Эксперты музыкального рынка считают затею с флешками не имеющей никакой перспективы ни для поп-звезд, ни для продавцов карт памяти.
Справка: Битрейт — величина потока данных, передаваемого в реальном времени. Показатели битрейта сжатого звука отображают параметры его качества. Чем выше битрейт, тем качественнее запись.
Продажа флеш-карт с музыкой — это совместный проект сотового ритейлера «Евросеть» и крупного федерального дистрибьютора мультимедиа CD Land. Новинка представляет собой карту памяти формата microSD емкостью 2 ГБ с записанными на ней музыкальными треками в формате МР3 с битрейтом 320 кбит/с (максимальный для mp3).
На каждой флешке такого типа записан один альбом-новинка одного из популярных исполнителей. Помимо музыки авторы проекта обещают размещать на новых флешках фотографии, биографии и презентационные материалы. По информации компании «Евросеть», на первом этапе будет продаваться пять альбомов пяти разных исполнителей: Believe Димы Билана, Fairytale Александра Рыбака, «Солнце» Ани Лорак, «Я живу в России» Сергея Трофимова и The Best «Дискотеки Авария».
Создатели «музыкальных флешек» основывают параметры новинки на показателях спроса. По данным пресс-службы компании «Евросеть», на данный момент формат карт памяти microSD является самым популярным форматом среди прочих носителей информации. «В ближайшее время большинство мобильных телефонов, коммуникаторов и прочих устройств, имеющих слот под карту памяти, будут работать именно с microSD», — прогнозируют в компании.
Описываемая карта microSD с музыкой стоит в салонах «Евросеть» 849 рублей вне зависимости от контента. При этом стоимость аналогичной карты памяти без контента равна 699 рублей. Таким образом, выбирая флешку с музыкой, покупатель доплачивает 150 рублей за контент. Авторы проекта делают упор на том, что подобная карта памяти не защищена от записи и может использоваться так же, как и ее «чистый» аналог.
По мнению создателей нового продукта, описываемый проект ориентирован прежде всего на молодежь, которая «наиболее активно пользуется всеми новинками». «Проект FlashMusic находится в стадии патентования и лицензирования, так как мы не исключаем возможности, что за flash-носителями будущее музыкальной индустрии», — считает Юрий Цейтлин.
Представители мультимедийного рынка отреагировали на новинку скептически. По мнению старшего продакт-менеджера сети салонов «МедиаКлуб» Константина Яковлева, описываемый продукт, скорее всего, будет пользоваться низким спросом из-за того, что несет в себе дополнительную нагрузку на клиента.
«Если бы флеш-карта с музыкальным контентом стоила столько же, сколько и пустая, тогда это было бы дополнительным стимулом к покупке для тех или иных групп потребителей. Да и то в таком случае стоило бы размещать на носителе не целый альбом одного исполнителя, а сборник из последних хитов поп-музыки — у всех вкусы разные.
Тот факт, что для приобретения карты необходимо переплачивать 150 рублей за альбом одного исполнителя, на мой взгляд, значительно сузит круг интересующихся этим продуктом», — отметил эксперт.
Кроме того, по мнению Константина Яковлева, продажа музыкальных новинок на флеш-картах не выглядит перспективным способом дистрибуции музыки. «Флеш-карту покупают прежде всего для того, чтобы хранить на ней информацию, постоянно стирая и записывая контент. Покупать новую флеш-карту с каждым новым альбомом? Не самый разумный вариант», — резюмирует эксперт.
Очевидно, что проект FlashMusic ориентирован прежде всего на тех, кто предпочитает слушать музыку на телефоне или коммуникаторе. С этой точки зрения подобный способ приобретения музыки выглядит не столь безнадежно. Конкурентами флеш-карты в данном случае являются компакт-диски, веб-сайты с лицензионным mp3 и сети P2P с пиратской музыкой. По цене один альбом на диске, в интернет-магазине и на флеш-карте примерно одинаковы — в районе 150 рублей. Диски выигрывают по качеству звука (битрейт равен 1411,2 кбит/с), однако уступают по удобству — необходимо «пережимать» треки в mp3. Интернет-магазин удобен преимущественно для активных пользователей Сети. Остается лишь один «беспроигрышный» вариант — бесплатные и простые в использовании сети P2P.
По словам руководителя отдела внутренних ресурсов компании «Сибирские сети» Антона Спиридонова на сегодняшний момент потребление музыки в P2P значительно уступает по динамике онлайн-прослушиванию, в частности на сайте «ВКонтакте». По данным эксперта, на подобных сайтах музыка бесплатна для прослушивания, при этом искать ее намного проще, чем в тысячах папок пользователей сети P2P.
Марк Волков