NGS
Погода

Сейчас-1°C

Сейчас в Новосибирске

Погода-1°

пасмурно, без осадков

ощущается как -4

1 м/c,

сев.

758мм 74%
Подробнее
5 Пробки
USD 92,51
EUR 98,91
Реклама

Терминалтор

Бескондукторная схема оплаты проезда в транспорте не может обойтись без кондукторов

Бескондукторная схема оплаты проезда, которую в Новосибирске обещают ввести на всем наземном транспорте до конца года, имеет одну особенность, которая, по мнению специалистов, может обернуться серьезной проблемой. Ответить однозначно, как эта система будет на самом деле функционировать, пока не может никто. На сегодняшний момент предложение о разработке такой технологии высказала российская платежная система «Золотая корона», представившая на всеобщее обозрение терминал, который в идеале должен заменить кондуктора, выдающего в транспорте билеты.

Справка: Сегодня со всеми картами работает только муниципальный транспорт. У коммерческих перевозчиков социальная карта (выдано 220 тыс. карт) действует на 42 маршрутах (604 машины). По карте школьника и студента (50 тыс. карт) работают 430 единиц транспорта на 42 маршрутах. Продолжается подключение частных перевозчиков к ЕТК, которое обещают закончить к концу года. С ЕТК работает 45 коммерческих маршрутов (600 машин). Всего по картам совершается 15,7 млн поездок в месяц.

О бескондукторной схеме оплаты проезда в городском транспорте специалисты говорят с прошлого года. Сделать безналичными расчеты между пассажиром и перевозчиком, что фактически означает уход от неучтенных финансов, муниципальные власти решили давно. При этом необходимость в существовании кондуктора может, как таковая, исчезнуть. Свое решение проблемы пока только продемонстрировали (договор не заключен) специалисты системы «Золотая корона». Это специальное устройство, которое позволяет рассчитываться за проезд картой и получать билет.

Руководитель проекта «Социальные и транспортные карты» «Золотой короны» Александр Гришин тем не менее осторожен: «С кондуктором или без кондуктора — решение должен принимать сам перевозчик. Мы предлагаем несколько схем: устройства самообслуживания могут быть барьерного типа (аналог турникетов в московском транспорте. — И.К.) и безбарьерного, когда висит считыватель, а у водителя есть терминал, собирающий всю информацию».

В Новосибирске, где существуют как часы пик, так и целые маршруты, где подвижной состав весь день ходит переполненным, специалисты считают турникетную систему не оправданной. Больше подходит вариант размещения в салоне терминалов, на которых пассажир сам будет оплачивать проезд (прикладывать к устройству карту) и получать распечатанный билет. Правда, нет гарантии, что пассажиры не станут ездить без билетов.

«Если уйдет человеческий фактор — кондуктор, который контролирует оплату, то контроль должен все равно быть. Либо это будут контролеры, либо, опять же, — барьерная схема, когда нельзя войти, не оплатив…

Такие города без кондукторов уже есть. Например, Ростов-на-Дону. У них люди заходят в переднюю дверь, расплачиваются с водителем, а выходят в остальные двери», — заметил Александр Гришин.

На вопрос, когда кондукторы исчезнут окончательно, большинство транспортников отвечают уклончиво: кондукторы без работы не останутся. Один из вариантов — они станут контролерами. Второй — если у пассажира нет транспортной карты, он передаст деньги кондуктору, который произведет оплату через считывающее устройство с помощью своей карты. Вариант с разовой оплатой проезда может быть иным — продажа карт на одну или несколько поездок на остановках или покупка билетов у водителя, как в Москве.

Внедрить бескондукторные терминалы на всем городском транспорте в «Золотой короне» обещают в короткий срок. Правда, не озвучивают, сколько это стоит, и не разглашают имя производителя новых терминалов, распечатывающих билеты, называя своего партнера «новосибирским предприятием».

В ЗАО «Радио и Микроэлектроника», где были созданы нынешние считывающие аппараты для кондукторов, заявили, что от разработки нового устройства они отказались.

Главный конструктор ЗАО «Радио и Микроэлектроника» Виктор Горбунов считает, что терминалы с печатающим устройством недостаточно надежны: «Механика в этих устройствах в транспорте подвергается всевозможным воздействиям — вибрации, температуре и пр. Изготовитель же несет ответственность — гарантийный ремонт и пр. В Новосибирске в троллейбусах уже появлялись терминалы, печатающие чеки. Они вымерли из-за того, что замучились с печатью. Но отказаться от чека сейчас невозможно. Чек — это требование законодательства: должен быть бумажный документ, подтверждающий поездку».

Директор Группы компаний ПАТП Николай Самойлов, у которого уже был опыт работы с бескондукторной схемой расчета (маршруты № 1064 и 1264), саму эту идею поддерживает: «Кондуктор — временный вариант. Проблема кондуктора существует, и если есть способ ее решить, надо пытаться это сделать. Но сама по себе предлагаемая система не решит эту проблему. Ее нужно усиливать службой контроля и следить за тем, что придумают наши пассажиры, чтобы не платить. Наш опыт был тестовый, но результаты его вполне нормальные».

Илья Калинин

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления