Пассажиры общественного транспорта привыкли к простой связке: растут цены на топливо — вслед за ними растут цены на проезд. Однако обратной силы схема не имеет: в последнее время в связи с понижением цен на топливо на рубль подешевели всего несколько маршрутов (в том числе — № 1208, 1331 и 1444). Корреспондент НГС.НОВОСТИ опросила руководство нескольких компаний, занимающихся пассажирскими перевозками, чтобы выяснить, стоит ли ожидать понижения стоимости проезда.
Как себя чувствуют частные перевозчики в условиях ухудшения экономической ситуации? Удается ли выплачивать кредиты?
Галина Земерова, директор ООО «Новосибирскпрофстрой-ПАТП-1»: Конечно, стало труднее выплачивать кредиты. В последнее время уменьшился пассажиропоток — по нашим подсчетам, примерно на
. Мы связываем уменьшение пассажиропотока с сокращением количества рабочих дней и численности штата на предприятиях.
Анна Сандомирская, директор ООО «ПАТП-100»: Уменьшения пассажиропотока мы пока не заметили. В некотором смысле для нас даже есть свой плюс — в последнее время решилась проблема с кадрами: если раньше у нас постоянно не хватало водителей, то теперь на рынке труда есть выбор свободного персонала. Что касается кредитов на покупку автобусов большой вместимости, то мы их не брали — мы закупили 18 автобусов на свои средства. В дальнейшем, на мой взгляд, кризис — хотя бы тем же уменьшением пассажиропотока — коснется всех перевозчиков, хотя и не в такой степени, как производственный сектор.
Георгий Платоненко, директор ООО «БелМарС»: Экономика, конечно, не очень хорошая. Мы купили в кредит большие автобусы — очень дорогие в использовании — и оказались заложниками перед банком: около половины средств уходит на выплаты по кредитам. Мы возим льготные категории пассажиров, и нам, конечно, это компенсируют — но не до нашего тарифа. Получается, что мы выполняем социальную программу, теряя на этом доходы, — нам же никто не помогает. И в последнее время еще и уменьшается пассажиропоток, и все — обслуживание, аренда, запчасти — дорожает.
Снижаете ли вы — или собираетесь ли снижать — стоимость проезда вслед за стоимостью топлива?
Г.З.: Мы не снижаем цены, потому что доля топлива в расходах невелика, а остальные расходы — цены на запчасти, аренду и так далее — сейчас только растут.
А.С.: Мы снизили стоимость проезда на маршрутах № 1208 и 1444 с 16 рублей до 15 рублей. Горючее по сравнению с летом подешевело существенно и компенсировало даже увеличение арендной платы и других расходов. Поэтому мы сочли уменьшение стоимости проезда экономически обоснованным. Что касается дальнейшего, то, думаю, на перевозчиков будут стараться повлиять сверху, чтобы они снизили тарифы. Все-таки городской транспорт — это бизнес социальной направленности, который стараются регулировать.
Г.П.: Мы не можем снижать стоимость проезда. Да, топливо подешевело, но, во-первых, не до уровня прошлого года, во-вторых, все остальное только подорожало. Запасные части для автобусов подорожали процентов на пять, аренда — процентов на пятнадцать. Плюс — падение пассажиропотока после того, как предприятия стали переводить на неполную рабочую неделю. А у нас вся техника заложена в банке по кредитам — и банк нам процент не снижал. Если бы его снизили, мы бы готовы были пойти на понижение тарифа.
Как повлияет кризис на идею внедрения больших автобусов?
Г.З.: За последний год лизинговым компаниям уже вернули больше сотни автобусов — теперь нам звонят и предлагают их взять.
А.С.: Она уже приостановилась, потому что банки не дают кредитов, а изыскать собственные средства организациям трудно.
Г.П.: Я не знаю никого из частных перевозчиков, кто в сложившейся ситуации собирался бы переходить на большие автобусы. Потому что экономически это очень тяжело.
Елена Полякова
Фото Александра Богача