25 апреля состоялась неофициальная презентация нового книжного магазина Booklook, для посетителей он начнет работать в первомайские праздники. Магазин появился в самом центре города, в подвале здания, в котором 20 лет назад находился Центральный дом книги, а сейчас расположены банк «ГЛОБЭКС», «Ростик’c» и супермаркет «Сотый». Booklook является первым магазином компании «Аристотель», которую возглавил Михаил Трифонов — один из основателей и бывший совладелец ООО «Топ-книга». Концепция нового магазина отлична от «топ-книговских» «Книгомиров»: разницу можно увидеть и в ассортименте, и в ценах.
По определению Михаила Трифонова, Booklook — веселый магазин для специалистов. Объем инвестиций в открытие магазина, включая товарные запасы, составил около $1 млн, окупиться, по мнению господина Трифонова, он должен в течение пяти лет. Михаил Трифонов приступил к созданию проекта, продав свою долю (12 %) в «Топ-книге». Эксперты оценивают возможную стоимость пакета в 17–22 млн долларов.
Первое ощущение от магазина «Booklook» — респектабельное и довольно уютное пространство (около 500 кв. м), приглушенный современный дизайн. В зале стоит диван, где можно посидеть и не торопясь полистать книги. Некоторые стеллажи расположены по лабиринтно-библиотечному принципу. Имеются два компьютера: у одного сидит консультант, с помощью другого покупатель может осуществить поиск самостоятельно. Что касается ассортимента, то в первую очередь в глаза бросается множество эксклюзивной и подарочной продукции, много книг по шахматам, а также по специфическим отраслям гуманитарной тематики. Детективы имеются, однако все больше классические. Фантастика тоже, но в основном красиво оформленная. Словом, некий симбиоз интеллигентности и необходимого для магазина в центре города пафоса.
Так, чуть дороже в Booklook’е «Духless», одинакова цена на Коэльо, на 10 % ниже на покетбуки «Азбуки-классики», на 30–50 % дешевле Макс Фрай и другие твердообложечные книги «Амфоры» и «Азбуки». «В Новосибирске очень дорогие книги, это всем известно, — комментирует Михаил Трифонов. — Причина также известна: «Топ-книге» нужны деньги. А поскольку в Новосибирске, кроме «Топ-книги», почти никого и нет, наценки можно делать в 3,5 раза и больше.
Что касается нашей ценовой политики, то мы разделили книги на несколько ценовых категорий и 90 % из них будем держать ниже «Топ-книги». В ценообразовании мы ориентируемся не на «Топ-книгу», а на цены интернет-магазинов, включая цену доставки».
По словам PR-директора ООО «Топ-книга» Вячеслава Ухова, вопрос о завышенности цен в «Топ-книге» достаточно спорный. «Книга не должна быть дешевой, это пережиток советских времен, — считает господин Ухов. — И очень возможно, что, увидя во что обходится аренда помещения на Красном проспекте, руководство Booklook’а пересмотрит свою ценовую политику».
Господин Ухов также отметил, что Михаил Трифонов является непревзойденным экспертом в отношении ассортимента, однако ему пока неизвестно, насколько тот силен в экономике и бизнесе. По его словам, у «Топ-книги» нет конкурентов, есть только партнеры, и компания «Аристотель» также является партнером, у которого «Топ-книга», возможно, будет перенимать удачные придумки. Концепцию же Booklook’а Вячеслав Ухов понимает как некий симбиоз маленьких книжных магазинов-бутиков, специализированных на отдельных тематиках.
Об этом говорит и сам Михаил Трифонов: в будущем он намерен создать Booklook’и, специализирующиеся на эзотерике, путеводителях и языковой литературе.
Позитивно смотрят на появление нового магазина и новосибирские издатели. «Топ-Книга» в настоящее время объективно является монополистом в книжном ритейле Новосибирска. Но за счет оригинальной, яркой и новой для нашего города концепции, полагаю, Booklook составит более чем достойную конкуренцию сети «Книгомир», — считает заказывающий редактор «Сибирского университетского издательства» Максим Тыщенко.
Booklook — не единственный формат магазинов, разрабатываемый компанией «Аристотель». Вторым магазином, который откроется в конце июня, станет магазин «Плиний Старший» (формат «Александрийская библиотека») площадью в 1000 кв. м на втором этаже торгового центра «Никольский» напротив часовни. Здесь, помимо книжного магазина, предусмотрена площадка для выступлений и, возможно, кафе.
Владимир Иткин