
Поделиться
На прошлой неделе в здании администрации Новосибирской области произошел конфликт между представителями двух организаций, конкурирующих на рынке оплаты за смежные права. Уже сейчас все, кто публично проигрывает аудиозаписи вне семейного круга, должны платить, однако и Российская фонографическая ассоциация (РФА), и Российское общество по управлению правами исполнителей (РУОПИ) считают, что платить лучше именно им, и уже выясняют отношения в суде. Свидетелем борьбы за кошельки тех, кто заказывает музыку, стал корреспондент НГС.НОВОСТИ.
27 сентября на пресс-конференции, прошедшей в обладминистрации, собрались представители ряда организаций, занимающихся контролем за соблюдением авторских и смежных прав, – Российское авторское общество, Российская фонографическая ассоциация (РФА), Международная федерация производителей фонограмм и Сибирский центр по защите авторских прав и интеллектуальной собственности. Прибыл даже генеральный директор РФА Вадим Ботнарюк, что задавало довольно высокий уровень происходящему событию. Присутствие представителя РУОПИ не предполагалось, из-за чего мероприятие оказалось немного скомканным.
Собравшиеся подробно рассказали о себе и о том, что деньги в России за использование интеллектуальной собственности (в большей степени речь шла о музыке) надо платить, как и во всем цивилизованном мире. (С 1 января 2008 года вступает в силу 4-я часть Гражданского кодекса, где будут прописаны все моменты недостаточно четко работающего пока закона). А также о том, что это все необходимо достичь, так как Россия состоит в Римской конвенции и собирается вступать в ВТО.
Если подходить формально к закону, как уточнил один из выступавших, то платить за использование музыки должны даже в компании друзей, собравшихся на вечеринку. Бесплатное прослушивание музыки с любого источника разрешено исключительно в семейном кругу.
Относительно небольшие сборы с каждого плательщика в общей сложности складываются в ощутимую для владельца прав сумму. Конечно, тут все зависит и от «топовости» исполнителя: владелец смежных прав уровня Валерия Меладзе может получить в год до 300 000 рублей (со всех сборов), «нафталиновые» исполнители – раз в десять меньше, «первый эшелон» (Киркоров, Пугачева и т.д.), со слов генерального директора РФА, в год может получать порядка 400 000 рублей.
Уровень сборов тоже разный: например, средняя московская радиостанция платит за использование смежных прав 3 % от своей прибыли, а кафе мест на 50 – примерно 5000 рублей в месяц.
Но по Новосибирску, уточнили московские специалисты, еще ни одно предприятие потребительского рынка не платит за смежные права. (Правда, надо заметить, речь шла о договорах с РФА. Возможно, кто-то осуществляет перечисления в конкурирующую структуру).
Споры между разными организациями, которые занимаются одинаковым направлением, как, например РФА и РОУПИ, контролирующие смежные права – так называемую «публичку», по сути являются борьбой за рынок. Возникшее на этой пресс-конференции препирательство между руководством РФА и новосибирским представителем РОУПИ Алексеем Крестьяновым лишь подтверждало это. Крестьянов, находившийся в зале среди прессы, углубился в юридические тонкости данного аспекта, а его противники, немного подискутировав, предложили задавать вопросы все же представителям СМИ, а к дебатам с конкурентом вернуться позже.
Эти две структуры спорят уже не первый день и даже разбираются в суде. Новосибирская «Европа +», расторгнувшая договор с РФА и перешедшая в РОУПИ, получила иск от прежних партнеров на 660 000 рублей. Вадим Ботнарюк комментирует корреспонденту НГС.НОВОСТИ: «Мы обратились в суд не только потому, что там некорректность – «более выгодные условия», но и потому, что «Европа +» крутит музыку, правообладателями которой являются члены РФА (музыкальные лейблы, имеющие договоры с РФА – прим. автора)». Несогласный с этой позицией Алексей Крестьянов замечает, что договоров со своими правообладателями РФА суду так и не представили. «Мы предъявляем иск к РФА о незаконной деятельности на территории Новосибирской области. Речь идет об оспаривании договоров, которые они заключают с пользователями», – уточняет г-н Крестьянов.
Помимо структур, которые постоянно сталкиваются в конкурентной борьбе, на нашем рынке существуют и обычные мошенники. Одна из главных мыслей, прозвучавших на пресс-конференции: внимательно изучайте документы, прежде чем заключать с теми или иными организациями договор на отчисление «авторских».
После вступления в силу 4-й части ГК должны появиться аккредитованные государством структуры, которые могут собирать деньги в пользу тех или иных правообладателей без прямых договоров с ними.
Однако специалисты убеждены, что нововведение вряд ли исправит существующую неразбериху. С появлением аккредитации никто не запретит работать организациям, имеющим прямые договоры с владельцами прав. И разбираться порядочным бизнесменам в том, кому и сколько платить, все равно придется. Иначе в какой-то момент можно дождаться повестки в суд.
Илья Калинин
Фото Николая Романенко