Новосибирские авиастроители передали на вооружение российских ВВС первый фронтовой бомбардировщик Су-34. С госзаказом на строительство новейших военных самолетов на заводе связывают надежду на дальнейшее развитие, но для этого необходимо решить проблему кадрового голода – на авиазаводе не хватает нескольких сотен квалифицированных рабочих.
Су-34 с бортовым номером 02 (напомним, машина с номером 01 была передана для госиспытаний в декабре 2006 года и фактически была «экспериментальным полигоном» – ее исследовали, чтобы отработать методику обучения пилотирования нового аппарата) летит напрямую в войска, в Липецкий центр боевого применения и переучивания летного состава. Приподнятое настроение руководству завода несколько омрачил инцидент с технической неисправностью самолета, из-за которой вылет пришлось отложить на три дня. Пришлось «подкрутить несколько гаек» – это все комментарии относительно нештатной ситуации. Но в остальном, уверяют авиастроители, уникальная боевая машина, аналогов которой в мире не существует, полностью готова к несению боевой вахты.
В новом бомбардировщике действительно созданы очень комфортные условия для экипажа – в закабинном отсеке есть небольшая кухня с микроволновкой, причем, разогревая пищу, можно стоять, выпрямившись в полный рост. Между креслами пилота и штурмана – спальное место. Присутствует на борту и туалет. Но конечно, главное – это боевые качества Су-34, за которые его называют «летающим танком». Он уничтожает любые цели в воздухе, на земле, на воде и под водой, при этом оставаясь для противника практически неуязвимым. А возможность использования боеприпасов со спутниковой коррекцией, испытания которых завершены на Су-34 летом 2006 года, делает этот самолет уникальным средством поражения малоразмерных целей.
Между тем у уникального самолета достаточно непростая судьба: его начали разрабатывать еще 1986 году, потом работы были остановлены на несколько лет, денег не было, и авиазавод им. Чкалова балансировал на грани выживания.
За это время большинство квалифицированных кадров покинуло стены родного предприятия, и когда государство обратило пристальное внимание на авиастроение, получилось так, что деньги на производство Су-34 есть, а вот строить боевую машину нового поколения особенно-то и некому. Чтобы успеть сдать в срок первые машины, завод полгода работал без отпусков и выходных дней.
«Это только начало, – исполнен оптимизма заместитель генерального директора НАПО им. Чкалова Александр Калашников. – Мы мечтаем, что трехзначные номера появятся на борту этих самолетов». Однако выход на серийное производство требует привлечения дополнительно около 500 высококвалифицированных рабочих, а учитывая, что НАПО им. Чкалова совместно с авиазаводом Комсомольска-на-Амуре участвует в программе строительства новейшего истребителя пятого поколения, который также разработан конструкторским бюро холдинга «Сухой», то проблема кадрового голода принимает катастрофический характер. Областная администрация даже была вынуждена принять специальную программу поддержки авиазавода, в которой предусмотрены льготы и бонусы молодым специалистам, вплоть до обеспечения жильем желающих потрудиться на ниве возрождения авиапрома. Об эффективности этой поддержки, очевидно, можно будет судить по успешности выполнения плана оборонного госзаказа.
А он немалый: ВВС России планируют в этом году закупить шесть таких самолетов. Начиная с 2008 г. эти машины будут закупаться партиями по десять самолетов в год. Потребности российских военно-воздушных сил в этих самолетах до 2020 года составляют около 200 единиц. Су-34 заменят стоящие на вооружении в ВВС РФ фронтовые бомбардировщики Су-24.
Артем Шершнев
Фото www.altnet.ru