Классифицировать летне-отпускной отдых можно по-разному - например, разделить на местный и не-местный. А дальше идет большое количество вариантов и тарифов: «Семья-тур», «Алко-тур», «Один-дома-тур», Extreme-party и так далее. В последнее время в Сибири стал отчетливо проявляться новый вид туризма – культурный, или событийный туризм. В этом случае турист выбирает не только отдых, но и программу своих действий – какое-то событие, ради которого он и посещает то или иное место отдыха. Один из родоначальников такого событийного туризма в Сибири Алексей Казаринов, директор агентства событий «УРА!», имеет свою классификацию этого вида отдыха.
Алексей, событийный туризм – это ноу-хау или известная традиция?
Для Сибири, конечно же, это еще ноу-хау. У нас долгое время события и туризм существовали отдельно: какие-то события и параллельно – туризм. Только в последнее время эти параллели начинают пересекаться, находить взаимный интерес. В Сибири по сравнению с Россией еще слишком силен голод по путешествиям: куда-то поехать уже становится событием. И лишь небольшой процент людей, которые имеют опыт в поездках, начинают понимать, что просто приехать куда-то – это не все, что нужно для полного счастья. А у нас туризм пока что занимается тем, что продает места проживания и транспорт.
Культурный туризм очень развит в Европе. Там существует огромная ниша событий разного калибра – от музейных ночей, рок-фестивалей до Октобер-фестов и гей-парадов. Как понимаете, нам пока до этого далеко.
Что нас ждет в ближайшее время на рынке событийного туризма?
Во-первых, совершенно точно, что эта тенденция сформируется в полноценную бизнес-нишу. Более того, уже можно определить классификацию будущего рынка. В агентстве событий «УРА!» несколько иронично и цинично выделили три таких сегмента: туризм в стиле FUNK, панк-туризм и этнофанк.
Что такое панк-туризм?
Черта таких событий – «мультикультурный трэш». В буквальном значении – смешение стилей, направлений, концепций. Чаще всего у нас такие проекты существуют для студентов, где КВН мягко переходит в русский хор. Вторая черта – вся эта мешанина не важна для туристов, она лишь фон, декорация для истинного гендерного события, в котором важны, грубо говоря, отношения между мальчиками и девочками. Яркие примеры – Дни Энергии на Алтае и гей-парады в Берлине.
Конечно, как класс события в стиле «панк» могут быть очень высокого уровня, иметь идеологическую подоплеку и пр. Главное, что это нормальный вид туризма, и это надо понимать. У нас же пока власти и организаторы, не имея классификации, не понимают и не могут управлять такими событиями. Соответственно, лучше запретить.
То есть вы считаете, что такие события безобидны?
События безобидны, если они профессионально организованы. У нас же пока получаются просто электронные Вальпургиевы ночи, которые при желании можно прекрасно «упаковать».
А как же туризм в стиле FUNK?
Этот вид туризма использует технологии фанки-бизнеса – традиционную сферу делает инновационной, добавляя в нее, с одной стороны, эмоциональность, демократичность, с другой – конкретную задачу. Такие фестивали имеют определенную маркетинговую цель, причем целью может выступать продвижение не только определенных брэндов, но и направлений, идей, сообществ.
Примеры туризма в стиле FUNK гораздо больше распространены. Это рок-фестивали («Крылья», Tuborg Green Fest), это Октобер-фест, это множество музыкальных европейских событий. События в стиле FUNK – это как бы хулиганские события, но на самом деле инициированные компаниями как способ продвижения брэнда. То, что сейчас хотят сделать с Sunvibes, это как раз пример из разряда таких «фанковых» событий в формате новых организаторов. Вот пример, когда панк переходит в фанк. С одной стороны, все достаточно свободно – музыка, люди, тусовка, с другой – четкий формат и правила, определенные торговой маркой.
Расскажите о третьем направлении событийного туризма.
Этнофанк можно считать формой «фанковых» событий, но они уже имеют определенную тематику. С одной стороны, этот сегмент поддерживает формат фанк-стиля, но по содержанию имеет четкую этно-траекторию. Такие события тоже очень развиты в Европе и имеют вид неких исторических аттракционов. Например, фестиваль в Эдинбурге, когда люди могут ощутить себя предками-шотландцами и метать разные булыжники весом по 16 кг. Или коррида – конкретный исторический ритуал, экшн, который популярен до сих пор. И ни у кого не возникает даже мысли, что история стара, умерла и пр. Этнофанк – это туризм, организованный вокруг исторических тем, но в современной интерактивной форме.
Как я понимаю, ваш фестиваль «Живая вода» как раз из разряда таких событий?
Да. Событийный этнотуризм возникает, когда человек хочет одновременно отдыхать, развиваться и обучаться, когда люди понимают, что история может быть модной, современной и красивой. На таких событиях всегда есть чередование, например, музыки, к которой мы не привыкли и ее не знаем, и «фанковых» аттракционов – игр, этно-писем и т.п.
Да, часто люди хотят что-то узнать, увидеть какие-то интересные вещи, услышать музыку. Но тут дело не только в желании аудитории, но и в организации такого события…
Это действительно так. Организация событийного туризма, в особенности этно, требует совершенно нового вида профессионалов – событийных менеджеров. Чем, собственно, и занимается агентство событий «УРА!» – обучает и выдвигает на рынок таких людей. Потому что мало быть просто хорошим менеджером – заказать автобусы, организовать билеты и пр. События требуют четко построенной концепции, хорошо подобранной программы, режиссуры. Событийный режиссер – это и концептуалист, и кризис-менеджер, а такие качества нечасто сочетаются. На примере «Живой воды» это звучит так: как представить современное этно, а не сделать представление фольклорных коллективов при имеющемся ресурсе.
Какие проблемы вы видите в событийном туризме?
Я назову четыре основные проблемы, которые тормозят развитие этого направления.
Первое – отсутствие стратегии и концепции развития культурных событий в туризме. Как следствие – отсутствие менеджмента и культуры событий.
Второе – географическая эргономика и энергетика места. С древних времен в земледелии существует практика борьбы с истощением земли. Вспаханное поле отдыхает несколько лет, восстанавливая силу. Что происходит с Кузлинской поляной на Алтае? За столько лет непрерывный поток фестивалей истощил энергетику места. Элементарная эргономика. Представьте себе диван, он рассчитан на определенное количество человеко-часов. Если на него усядется больше нормы, он сломается. То же самое происходит и с местами проведения фестивалей. Причины – в непрофессионализме событийных менеджеров.
Третье – бедность рынка событийного туризма. Мы имеем огромный потенциал этой ниши и мизерное количество людей, ресурсов, которые могли бы работать с ней. Пока событийный туризм – это 2-3 мероприятия в Горном Алтае, в отдельно взятом районе. В этом году агентство событий «УРА!» проводит с партнерами мониторинг тем и площадок для событийного туризма в Новосибирской области, потенциал которой не меньше, чем у Алтая.
Четвертое – пресса. Проблема в том, что в Западной Сибири нет качественной культурной аналитики. Если организаторы фестиваля в теплых отношениях с журналистами, то материал выходит позитивный, эмоциональный, например, «было много людей, была музыка» и т.д. А в чем смысл фестиваля? Что хотел сказать автор? На фоне этой тенденции должна появляться и профессиональная событийная пресса, которая будет участвовать в формировании культурного туризма.
Чего нам ждать?
Тепла! Сегодня мы выступаем в качестве инициаторов создания Ассоциации событийных менеджеров. Думаю, это позволит разнообразить внутренний туризм за Садовым кольцом, сделать много хороших профессиональных проектов. Впереди событийное лето!
Яна Голубева