
«Ты будешь пить чай из одноразового стаканчика или из кружки? – спросили меня, когда я зашел в офис компании «Евросеть», и тут же предупредили. – Правда, на кружке, когда она нагревается, появляется нецензурное слово». «Вряд ли я что-то увижу там новое. Пусть чай будет в простом стаканчике», – деликатно ответил я и присел дожидаться завершения встречи Александра Сивогривова, вице-президента компании «Евросеть» по организационному развитию и работе с людьми, с сотрудниками новосибирского офиса. Интервью с вполне демократичным на вид московским топ-менеджером «Евросети» прошло в оригинально обставленном просторном кабинете директора новосибирского офиса. Нецензурных слов во время разговора не звучало.
Каковы особенности корпоративной политики вашей компании?
Полная открытость и нацеленность на результат.
Цель оправдывает средства?
Достойные человека средства. В этом случае – да. Обратная связь от любого продавца из любого региона к любому вице-президенту, владельцу компании. Если тебе что-то сделали, ты вправе сказать, и это – нормально. При этом – жесткая ответственность за результат. Нельзя сказать, что не сделал, потому что Петя что-то принес не вовремя. «Потому что» – не рассматривается. У нас президент компании делит людей на «реальных» и «не реальных»: «реальные» люди – решают проблему, а «не реальные» – очень красиво, качественно могут объяснить, почему они это не сделали.
Как формируется зарплата у ваших розничных продавцов?
Сделал – получил. У розничных продавцов есть процент от продаж. Причем это процент не индивидуальный – «запиши на меня», как бывает – а в конце каждого рабочего дня общая заработанная сумма делится на всех по определенным критериям, в зависимости от должности. А «запиши на меня» – это не коллективная работа. Такого у нас никогда не будет.
Сколько зарабатывают ваши продавцы по новосибирским салонам?
Я не хочу выдавать эту информацию. Для рынка они зарабатывают достаточно. Это – зависит от сезонности, и назвать какую-то среднюю цифру было бы неправильно. Мы – одна из немногих розничных компаний, у которых заработная плата является заработной платой. Все, что получают у нас люди, является их заработной платой.
А существуют какие-то курсы, повышающие уровень профессионализма продавцов?
Безусловно, потому что мы явно не сосисками торгуем. Хотя я с уважением отношусь к любому виду торговли. На примере нашей компании, я могу сказать, что нет профессии продавца, есть умение продавать. Это – разные вещи. Мы повышаем профессионализм наших продавцов. Вот сейчас происходит аттестация. И это не для того, чтобы «ударить по хвосту», а понять, какой срез знаний мы им не додали.
Молодой возраст ваших продавцов – принципиальная политика компании?
Да. Наш уровень работы требует очень серьезных энергетических затрат. Потом, когда мы обучаем своих людей в учебном центре, это должно быть поколение, которое быстро впитывает информацию.
Почему же порой продавцы слабо разбираются в телефонах, которые продают? Это часто случается по недорогим моделям. Может, продавцы за них получают меньше бонусов?
Дешевые телефоны – не означает, что по ним небольшая заработная плата. У нас не такая зависимость. Но спасибо за информацию, будем смотреть… Скорее всего, мы просто не дорабатываем с точки зрения информации. А психологически человек (продавец – прим. автора) старается изучить более дорогую модель, так как к ней нужно аккуратней относиться, в ней, с психологической точки зрения, больше функций.
И с технической – больше функций…
Не всегда. Вот после того, как мы в компании изменили отношение к NOKIA, я отказался от NOKIA и пользуюсь недорогим телефоном. Я по инерции пользовался много лет NOKIA, а, отказавшись, понял, что за цену ниже я получил набор услуг более качественный и продуманный для человека. А что касается бонусов, то они зависят от стратегического направления движения компании в данный момент.
Ваши сотрудники проходят проверку на детекторе лжи. Насколько это эффективная процедура?
Панацеи от воровства нет. Но хотя бы на старте часть людей, к сожалению, довольно большую часть населения России и стран СНГ, мы отметаем. Мы отметаем наркоманов, с явными какими-то признаками… Мы стараемся обеспечить всем комфортность в работе при приходе нового сотрудника. Безусловно, во внутренних расследованиях это помогает. В компании воровство возведено в ранг одного из самых страшных грехов. Вора стараемся даже посадить. Не надо воровать. К сожалению, мы пожинаем плоды распущенности, которые были в Советском Союзе. Когда тянулось все, что криво лежало.
А пример конкретный есть, когда детектор лжи помог?
Грабеж магазина. Побили продавца. Все очень жестко. Когда начали расследовать, оказалось, что он (продавец – прим. автора) и есть наводчик.
Но применение детектора при приеме на работу – добровольное?
Мы не вправе заставлять человека. Не хочешь – не приходи на работу.
Есть какие-то обязательные вопросы, которые обсуждаются при проверке?
Наркотики, воровство, привлечение, махинации, которые были… В личную жизнь не лезем.
Много разговоров было по выпуску календаря с полуобнаженными сотрудницами новосибирской «Евросети». Говорилось, что это была добровольно-принудительная акция.
Подход – демократичный. Нет такого – раз-два и побежал. А потом, если учесть, что эти плакаты разошлись по стране, мы же не могли подставить людей, которые фотографировались. У них же есть семьи, знакомые. К тому же, на фотографиях все очень красиво. И посмотреть на лица на фотографиях – с такими лицами явно по принуждению фотографироваться не будешь.
Насколько у вас большая текучка кадров?
В офисе непредугаданно мала. А среди продавцов она есть и будет. Если бы я сказал, что текучка в рознице у нас очень маленькая, и никто не уходит, то меня можно было бы сразу в «Кащенко» (московская психиатрическая больница – прим. ред.) помещать. Средний период работы в сети нашего формата – 2,5 – 3 года. Это – нормально. Большинство людей куда-то стремятся постоянно.
Существуют какие-то наказания для провинившихся сотрудников?
Неправильное слово «наказание». Такое впечатление, что мы поркой занимаемся. У нас есть балльная система, которая привязана к системе взыскания в рамках трудового законодательства. Мы внедрили также в нашу систему «тайного покупателя». Приходит человек и оценивает работу продавцов. Но не для того, чтобы все пострадали, а чтобы показать руководителям, где у них проблемы. Если ты не знаешь, чем живут люди, которые работают в рознице, какие у них проблемы, то ты просто управляешь в темноте. У нас тоже есть огрехи. Иногда местный руководитель становится таким местным царьком. Но у нас действует такая формула: постарайся сделать настолько быстро и вовремя все для своего подчиненного, чтобы у него не возникло желания позвонить твоему руководителю.
Т.е. обращение через голову начальника – нормальная ситуация?
НЕ обращение через голову в случае не решения проблемы, это – НЕ нормальная ситуация. Вначале спроси у того руководителя, кто за это отвечает, если он не решает проблему – звони дальше. Телефон Евгения известен всем.
Есть еще вопросы, они не в вашей компетенции – речь не о персонале, но, возможно, вы ответите. В Новосибирске салоны мобильной связи «Ультра» и «Мобильный мир» приобретены «Евросетью», но названия остались прежние. Почему?
«Ультра» приобретена не «Евросетью», а владельцами «Евросети». Это – другой бизнес. По «Мобильному миру» – аналогично.
«Евросеть» имеет отношение к нецензурному ролику на украинском языке, который недавно появился в Интернете?
(Улыбается) А вы как думаете?
Вы после этого ответите? Я думаю, имеет.
Хорошо, я соглашусь с вами. (Смеется). Мы стараемся делать что-то яркое. Зацепило? Прикольно.
Какой вопрос я еще не задал?
(Улыбается) Где бы я купил мобильный телефон?
Где?
В «Евросети».
Илья Калинин, специально для НГС.НОВОСТИ