
Поделиться
Количество проверок кандидатов и сотрудников фирм с помощью полиграфа («детектора лжи») за последний год заметно выросло. Активно пользуются полиграфом в ФСБ и МВД. Однако особо любопытно, что на услуги полиграфистов увеличился спрос именно среди коммерческих организаций. Как рассказала НГС.НОВОСТИ Елена Романенко, специалист по оценке надежности персонала ООО «Телохранитель», обращаются к полиграфистам, прежде всего, после ЧП, а именно – крупных краж. Для некоторых крупных компаний (самая известная из них – компания «Евросеть») тест на полиграфе является обязательным условием при приеме на работу. Корреспондент НГС.НОВОСТИ обратился в ООО «Телохранитель» и испытал эффективность полиграфа на собственной шкуре.
«Как Вы себя чувствуете, Владимир? Нормально? Тогда начнем! – улыбнувшись, произнесла Елена Романенко, когда, обвешанный датчиками (2 на груди, 3 на пальцах правой руки), я уселся в ожидании экзекуции. – Сейчас мы проведем простейший тест и поиграем в шпионов. Вам предлагается обмануть полиграф: я буду спрашивать, как Вас зовут, перечислять имена, а Вы на все вопросы будете отвечать: “Нет”».
Тактику я выбрал простую: решил немного побыть актером и, нарочито волнуясь, примерять все имена. «Михаил?». «Нет!». Я Михаил, да, Михаил, и язык надо прикусить – такой способ обмана полиграфа советуют в Интернете, – прикусил. «Григорий». «Нет». Я Григорий, конечно, Григорий, и глубоко вздохнул, нервно ерзая на стуле. «Федор». «Нет». Как бы так сделать, чтобы руки вспотели. «Владимир». «Нет». Но вышло как-то пискляво. Попытался взять себя в руки. «Петр». «Нет». Попытался полностью скопировать предыдущую реакцию.
«Ну что ж, шпиона из Вас, Владимир, не вышло, – ехидно сообщила Елена Романенко. – Здесь на мониторе Вы можете увидеть график. После того, как я называла чужие имена, у Вас все время были маленькие «выдохи облегчения». Когда я назвала Ваше имя, кривая резко поползла вверх, Вы искусственным образом попытались дышать ровно и часто, по-собачьи. Напомню, что это лишь начальный тест, для настройки. Дальше лгать намного сложнее».
Специалисты уверяют, что эффективность полиграфа составляет 97–98 %. Однако позволить себе подобную проверку могут не все. Например, проверка нанимаемого персонала обходится в 1500–4000 рублей на одного человека (сеанс длится от 1,5 до 3 часов). В ходе такой проверки работодателей интересует, главным образом, сокрытие личных данных, использование наркотиков, наличие долгов, увлечение азартными играми и нанесение материального ущерба на предыдущих местах работы. Проведение служебных расследований по фактам хищений, откатов и т.д. обходится в 4000–10000 рублей с человека плюс 5 % от похищенной суммы. Такса новосибирских полиграфистов от московских практически не отличается.
«Проверяют всех – и топ-менеджеров, и кладовщиков, – рассказывает Елена Романенко. – И вот что интересно. Из 1500 проверенных за последний год 65 % хотя бы раз в жизни воровали».
В крупных новосибирских компаниях отношение к полиграфу неоднозначное. «Молодежь обычно относится к полиграфу довольно спокойно, – рассказывают в \"Евросети\", одной из первых компаний, во всеуслышание заявившей об использовании полиграфа. – Кроме того, у молодого человека, как правило, просто нет еще в биографии каких-то серьезных проступков, из-за которых ему стоило бы волноваться. Люди более зрелого возраста тестирование воспринимают уже более настороженно – некоторые даже видят в этом определенное ущемление прав личности. Но здесь вступает в силу очень простое правило – если ты хочешь работать в компании, ты должен принять ее условия».
В ООО «ТОП-КНИГА», напротив, отношение к «детектору лжи» резко негативное. «Полиграф мы не используем. Есть у нас другие методики, которые определяют компетентность и навыки кандидата, вопрос же об этичности полиграфа до сих пор остается открытым, – комментирует Наталья Деменева, руководитель отдела персонала компании \"ТОП-КНИГА\". – С одной стороны, нельзя сказать, что полиграф на 100 % эффективен, с другой – полиграфическое обследование обходится дорого, а с третьей – оно может отпугнуть кандидата, так как в некоторой степени использование полиграфа оскорбительно. Сразу вспоминаются старые советские времена и НКВД».
Владимир Иткин, специально для НГС.НОВОСТИ