Все новости
Все новости

«Признаком коррумпированности является необычно высокий уровень жизни служащего»

Специалист из Баварии поделился опытом с будущими госслужащими

Поделиться

То ли действительно в Германии именно руководители занимаются борьбой с коррупцией среди своих подчиненных, то ли сам Раймунд Хельфрих, заместитель руководителя отделения обучения государственных служащих Баварской школы управления (Bayerischen Verwaltungsschule e.V.), сделал на это упор 18 мая на встрече со студентами в Сибирской академии государственной службы (СибАГС). Но по ходу общения с ним, не покидала мысль о том, сколь схожи проблемы в этой сфере в России и в Германии. Так или иначе, корреспондент НГС.НОВОСТИ получил ответы на многие ключевые вопросы касательно борьбы с коррупцией.

Господин Хельфрих начал с трех примеров:

Один сотрудник продавал информацию участникам конкурса на размещение муниципального заказа. Ущерб: 6 млн. евро. Наказание: 7 лет лишения свободы. Другие сотрудники продавали за деньги сами заказы и получили от 3 до 9 лет. И, наконец, один служащий продавал разрешения для пребывания иностранцам. Каждое по 2,5 тыс. евро. Поверьте, это примеры не из России, а из Мюнхена. Коррупция вредна, характерна для всего мира, и последствия ее жестоки.

Каковы истоки коррупции?

Она начинается с самых маленьких дел, с маленького подарка, поскольку уже так выстраиваются доверительные отношения и преследуется какая-то цель. Руководитель должен знать области и сферы, где коррупция в его ведомстве наиболее вероятна. В Германии это все сферы, которые касаются размещения заказа – все они подвержены коррупции. Речь идет о больших суммах, и риск наказания достаточно большой. В случае же если сумма взятки невелика, то и само наказание будет не очень жестоким.

Другая коррупционная сфера – сфера разрешения на строительство и вообще любая деятельность, связанная с разрешением на что-либо. Еще одно направление – где присутствует постоянный контакт с гражданами. Например, решение вопросов, связанных с квартирами. Итак, если руководитель проанализировал и определил сферу деятельности, где такое явление наиболее вероятно, встает следующий вопрос:

Как узнать, что чиновник берет взятки?

Существует целый ряд индикаторов, по которым можно узнать, имеет ли место коррупционное взаимодействие. Один из важнейших – когда замечается, что при смене служащих происходит изменение темпов и качества оказания услуг и решения задач или другие существенные перемены со сменой кадров. Также когда заметны контакты между служащими и гражданами. Ну и конечно, признаком коррумпированности является необычно высокий уровень жизни служащего, который достигается в очень короткое время. Также руководитель должен насторожиться, когда служащие скрывают от него то, что они делают.

Что делать?

Прежде всего, речь идет о тщательном отборе персонала. Потом – обязательна ротация: максимум 5 лет в одной должности. Если позволяет ситуация, то вместе с тем сотрудником, который работает в потенциально коррупционной сфере, должны работать еще сотрудники. Необходимо вводить запрет на получение любых вознаграждений и подарков, пусть даже самых мизерных. В исключительных случаях руководитель должен решать, что является подарком его подчиненному, а что нет. Плюс, необходим контроль. Очень важно: руководитель должен сам быть примером и нетерпимо относиться к любому признаку коррумпированности, причем демонстрировать это своим служащим повсеместно.

Я выделяю две основы для борьбы с коррупцией. Первое – достаточное содержание для государственных и муниципальных служащих. Второе – необходимость того, чтобы все служащие считали борьбу с коррупцией делом чести.

Жестокие наказания коррупционеров, как в Китае, эффективны?

Я вот что скажу: коррупция есть всегда и везде, независимо от жестокости наказаний. Например, в США есть смертная казнь, но там есть и убийцы. Лишь большое количество различных мер помогает успешно бороться с коррупцией.

А какова роль спецслужб?

Силовые структуры и спецслужбы в Германии не занимаются борьбой с коррупцией. Я не считаю, что в любой стране имеет смысл уповать на работу спецслужб. Стоит развивать систему внутренних инструментов для борьбы с этим явлением. Например, проверять деятельность сотрудников, когда они этого не ожидают. И в особенности проверять деятельность тех сотрудников, которые уже закончили работать на определенной должности.

Константин Пономарев, специально для НГС.НОВОСТИ

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter