Все новости
Все новости

А. Караськов: «Не надо превращать все медицинские учреждения в хосписы»

Интервью с директором Института патологии кровообращения имени Мешалкина

Поделиться

Орден Николая Пирогова – высшая награда Президиума Европейской академии естественных наук, которая вручается за беспрецедентный вклад в развитие мировой медицины. В этом году орден вручался впервые. Среди награжденных есть и новосибирец – член-корреспондент РАМН, профессор, доктор медицинских наук Александр Караськов, который отвечает на вопросы НГС.НОВОСТИ.

Что такое Институт Мешалкина сегодня, какие у вас планы на будущее?

Институт патологии кровообращения – один из крупнейших кардиохирургических центров страны, единственный комплексный центр на всем пространстве от Урала до Камчатки. Зона нашей непосредственной ответственности – Южный, Уральский, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа. В Институте работает более 1500 сотрудников, среди которых академики, профессора, доктора, кандидаты наук, квалифицированный сестринский и технический персонал. В клинике ежегодно проводится более 6 000 высокотехнологичных и высокозатратных исследований и операций. И количество операций ежегодно растет. Сейчас в Институте проводится крупномасштабная реконструкция и техническое переоснащение: у нас появятся новые корпуса, соответственно, мы сможем принимать еще больше больных. Мы откроем центр детской кардиохирургии, где, помимо операций на сердце, детям будут делать и другие операции. Значительно увеличим объем и спектр помощи взрослым.

Как Вы оцениваете состояние современной российской медицины?

В последние годы российская медицина развивалась очень динамично: у врачей появился доступ к новой литературе, знаниям и опыту мировых научных центров, появилась возможность бывать на международных конференциях и форумах, общаться с коллегами и приглашать их к себе. В медицинскую практику внедряются и создаются новые эффективные технологии, сделан настоящий рывок, совершенно неожиданный: многим государствам для этого потребовалось несколько десятилетий. С каждым годом появляется все больше медицинских центров. Однако проблем гораздо больше, чем достижений.

И попробуй закрыть эти больницы, начнется истерика – «ах, бабушкам и дедушкам лечиться негде!». Не надо из медицинских центров делать хосписы, если мы говорим о медицине высоких технологий, о медицине будущего, не нужно нам сегодня столько неквалифицированных врачей. Ситуация парадоксальная: вроде бы медперсонал есть, а работать некому, потому что профессионалов крайне мало, но и среди них очень много людей пенсионного возраста. Я уважаю старость, я люблю своих учителей – но когда консультанта к больному начинают приводить уже за руки, не может он давать пациенту то, что могут подготовленные специалисты, которые прошли специализацию на Западе, и мыслят совершенно по-другому.

Только ли финансирования не хватает нашей медицине сегодня?

Нашей медицине не хватает системности. Как и нашему образованию, кстати.

В эти сферы идут совершенно сумасшедшие деньги, но они попадают в никуда, растворяются в хаосе и бардаке. Возьмем те же койко-места: ну полежал больной, его вроде бы вылечили, потратили на него деньги. Куча народу, которая его обслуживала, получила заработную плату. В результате он попадает через два-три месяца к нам в тяжелейшем состоянии, потому что лечили его не от того или лечили неправильно. Зачем нам нужна такая медицина?

Я считаю, что нужно запретить политикам вмешиваться в дела здравоохранения и отдать эту область профессиональным управленцам и медикам, от этого выиграют все.

Как Вы относитесь к страховой бесплатной медицине и коммерческой медицине?

Надо различать рынок медицинских услуг и медицинскую помощь. Безусловно, человек должен иметь возможность за собственные деньги получить и дополнительные услуги, и более высокое качество обслуживания, но когда речь идет о жизнеугрожающих ситуациях, не должно быть вопросов - есть у человека деньги заплатить за помощь. И стандарты качества должны быть одни - и для бесплатной, и для платной медицины. Сегодняшняя путаная схема финансирования медицинских учреждений совершенно не способствует повышению качества медицинских услуг.

Что Вы ждете от президентского национального проекта в сфере медицины?

Все зависит от команды, которая будет реализовывать эти проекты. Работа над ними должна начинаться уже сегодня, власть должна объединиться с профессионалами, пока же кроме громких слов и обещаний политиков ничего нет. Мало построить центр и оборудовать его новейшей аппаратурой – надо найти людей, которые будут там работать. Опять-таки, особо остро сегодня стоит проблема специалистов. Вырастить кардиохирурга – это 10-12 лет минимум. У меня каждый человек на вес золота, я его никуда не отдам, я его растил, я вкладывал в него и средства, и силы, он проходил стажировки за границей…

Мы можем получить прекрасные медицинские центры, но работать в них будет некому. Впрочем, как и лечиться – ведь человек должен вовремя добраться до этих высокотехнологичных центров. Должны быть средства оказать ему помощь – но об этом пока не идет и речи.

Наталия Воронинская, специально для НГС.НОВОСТИ

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter