
Поделиться
В Новосибирской области стартовал так называемый «народный референдум», инициированный КПРФ. Наша область, таким образом, дала старт общероссийскому PR-проекту коммунистов. Впрочем, у местных коммунистов есть и свой, местечковый интерес в этом мероприятии.
«Без всякого колебания поставил «за» в этом бюллетене. Тем самым выразил свое несогласие с внутренней и внешней политикой правительства!» – торжественно изрек пенсионер Василий Николаевич, опустивший под прицелом фото- и телекамер самый первый бюллетень в урну для голосования в помещении обкома КПРФ. Эти слова, собственно, задают тон всей предстоящей кампании, которая продлится до 25 сентября. Коммунисты планируют развернуть в области около 50 участков для голосования, как стационарных – в партийных помещениях и депутатских приемных, так и уличных. Людям предлагается ответить на 7 вопросов, которые сформулированы в ЦК КПРФ: должен ли минимальный размер оплаты труда и минимальная пенсия быть не меньше прожиточного минимума, должен ли размер оплаты услуг ЖКХ не превышать 10 процентов от совокупного дохода семьи, должно ли здравоохранение и образование быть бесплатным и так далее.
«Это, по сути дела, альтернативный курс – экономический, политический, внутренний, альтернативный проводимому», - резюмирует заместитель координатора фракции КПРФ в Госдуме РФ Анатолий Локоть. Товарища поддерживает и первый секретарь новосибирского обкома КПРФ Виктор Кузнецов: «Оппозиции важно политическое значение таких акций, поскольку напрямую власть к народу уже не обращается».
Между тем, собственно «народный референдум» тоже является своеобразной политической игрой, которая никаким образом напрямую с отстаиванием интересов людей не связана. С одной стороны, это грамотный тактический ход, и, если оценивать его с точки зрения работы, которую проводит партия по распространению своих идей – ход удачный, считает аналитик фонда политических технологий и прогнозирования «Сибирь-Форум» Игорь Козлов. По его мнению, для местного отделения КПРФ решение центра о сроках проведения референдума оказалось вдвойне удачным – 8 сентября сессия областного Совета депутатов должна назначить дату выборов в Законодательное Собрание региона, и дополнительная раскрутка накануне схватки за депутатские кресла левым не помешает.
Что же касается мнения, которое выскажут люди в ходе этого референдума, то эти результаты просто лягут в партийный архив – и не более того. Никакой юридической силы голосование в рамках «народного референдума» не имеет – это мероприятие сродни рекламной акции любой крупной компании, которая наряжает симпатичных девушек в фирменные цвета и отправляет их на улицу опрашивать потенциальных покупателей.
«Лидеры КПРФ сознательно предлагают программу, которая в жизни невыполнима на сегодняшний день, - комментирует вопросы «народного референдума» Игорь Козлов. – Сегодня это просто игра с электоратом, с народом, чтобы напомнить – есть такая партия, КПРФ, и она оппозиционная».
Лидеры коммунистов, в свою очередь, говорят, что миллионы голосов в поддержку, которые они планируют собрать в ходе акции, станут неплохим подспорьем в политическом диалоге с властями. «Понятно, что как бы ни закрывалась власть от политического значения этого референдума, от значимости поставленных вопросов, ей придется, по меньшей мере, подумать – а как быть дальше», - считает первый секретарь Новосибирского обкома КПРФ Виктор Кузнецов. Новосибирские левые планируют опросить, как минимум, 200 тысяч человек. И можно не сомневаться, что подавляющее большинство тех, кто возьмет в руки бюллетень, поставят галочку в графе «за». Все вопросы составлены так, что заранее подразумевают утвердительный ответ. Вряд ли найдется человек, который бы сознательно проголосовал за платную медицину, нищенские пенсии и драконовские налоги. Тем не менее, многие обходят урну для голосования стороной. Как сказал один из таких «отказавшихся», молодой преподаватель вуза Игорь Ощепков, «зачем разглагольствовать – вопросы правильные задают, ответы, в общем-то, тоже логичны и понятны. Надо просто что-то делать». А вот что нужно делать, чтобы наступила эра всеобщего благоденствия – на этот вопрос ни в агитационных материалах, ни в бюллетенях ответа нет.
Артем Шершнев, специально для НГС