
Поделиться
Новосибирское отделение корпорации Intel, открытое в ноябре 2003 года, сменило свое руководство и расширило сферу своей компетенции до Урала. Об IT-рынке в Новосибирске, об инвестициях в сибирскую науку и о красном дипломе с тройками мы поговорили с новым руководителем новосибирского отделения корпорации Intel Михаилом Чайкой.
Михаил, чем Вы занимаетесь в Intel?
Я сейчас отвечаю за три больших территории – это Урал, Сибирь и Дальний Восток. Есть у меня и внутренняя должность, которая называется Channel business manager, и связана она с тем, что я руковожу командой, которая работает с компьютерными компаниями и непосредственно занимается продажами.
К Вашей профессиональной деятельности мы вернемся, расскажите немного о себе.
Я новосибирец, окончил школу номер 42, сейчас это, кажется, Первая гимназия, потом учился на физфаке новосибирского универа, закончил как бакалавра, так и магистра, то есть 6 лет, и сумел заслужить красный диплом. Хотя красный диплом у меня очень интересный: в нем есть две тройки. Это чудеса, и я не готов ответить на вопрос, как это получилось. До Intel еще во время учебы я успел достаточно много поработать в одной из новосибирских розничных компаний. 4 года назад я перешел в Intel. Вместе с переводом меня на должность начальника представительства было проведено расширение территории до Урала. Сейчас мы работаем в самых больших границах. Когда я начинал работать в Intel, наша территория простиралась от Омска до Иркутска, потом она только росла.
Как Intel относится к проекту строительства технопарка в новосибирском Академгородке? Насколько это перспективно?
Я выскажу свое мнение, оно соответствует видению компании: наверное, это перспективно.
Подчеркиваем слово «наверное»?
Да. Но на данный момент есть очень большой дефицит информации, и, с нашей точки зрения, многие детали данной концепции либо не проработаны, либо не очень четко объяснены. Поэтому и позиция нашей компании весьма сдержанна: мы хотим лучше понять, что и как будет происходить. У нас есть немало идей, которые обсуждались и продолжают обсуждаться, есть наши принципиальные пожелания, но в любом случае на сегодняшний момент проект не проработан, поэтому мы выжидаем. От себя лично я бы хотел добавить, что Академгородок – ресурс очень мощный, причем Городок научился жить в условиях рынка, что, к счастью, заметно. Это их сильный козырь, но не стоит забывать и о том, что есть немало других площадок, которые конкурируют за возможность воплотить эти идеи, и я бы не сказал, что они принципиально хуже или слабее.
А что касается новосибирского компьютерного рынка, здесь каковы перспективы?
Новосибирский рынок все больше и больше становится зрелым. Когда Intel стала по-настоящему развертывать здесь работу 4 года назад, Россия относилась к числу развивающихся рынков, и процессы здесь кардинально отличались от процессов в Западной Европе. Рынок рос очень быстро, и подавляющее большинство покупателей были покупателями «первой руки». Сейчас мы подходим к некоторому состоянию зрелости. Замедляются темпы роста, зато растет спрос на более качественную технику, и повышается сумма средней покупки. Люди стали покупать компьютеры, поддерживаемые нормальным сервисом, хорошей гарантией и сделанные из качественных комплектующих. Идет расширение спроса, и очень сильно растет сегмент ноутбуков. Это видно невооруженным взглядом, и это опять же проявление взрослости рынка. В связи с этим мы вынуждены активно перестраивать наши методы работы. Еще один показатель взросления рынка –тот факт, что все больше компьютеров продается не через компьютерные компании, а через бытовые сети, большие супермаркеты и так далее. Компьютер становится обыкновенным товаром широкого потребления: «снял с полки и ушел». Как чайник, разница только в цене.
На какие новые разработки Intel следует обратить внимание?
Из того, что уже появилось на рынке, следует отметить приход двухъядерных процессоров для настольных ПК. Это процессор Intel Pentium D, есть несколько моделей 800-й серии. Это новинка, как с точки зрения техники, так и с точки зрения подхода к развитию процессоростроения. Двухъядерная, а в перспективе и многоядерная архитектура – это способ в дальнейшем добиваться повышения производительности, оставаясь в разумных рамках как по теплу, так и по стоимости готового решения. К сожалению, существующее программное обеспечение не всегда готово хорошо работать с двухъядерными схемами, но в любом случае их появление означает существенный рост производительности и обозначает дальнейшее направление развития микропроцессоров на несколько лет вперед.
Насколько широко Intel вкладывает деньги в Россию и в отдельные регионы?. Как обстоит дело с нашей областью?
Есть несколько направлений. Одно из них – это научно-исследовательские работы. Здесь за последние годы мы сделали очень серьезные инвестиции, и в результате в России было создано пять центров исследований и разработок Intel, где сейчас работает более тысячи человек, что сделало российское научно-исследовательское подразделение нашей корпорации самым большим за пределами США. Один из центров исследований и разработок Intel находится в Новосибирске, и буквально на днях он отпраздновал первую годовщину. Основные задачи, которые в этом центре решаются, связаны с разработкой прикладного программного обеспечения.. За год штат новосибирского центра Intel увеличился практически в два раза, и у нас есть серьезные планы по расширению нашего потенциала по разработкам именно в Новосибирске.
Второе направление инвестиций Intel связано с бизнесом и с развитием IT-сообщества в России. Сейчас наша страна входит в число фокусных рынков, т.е. растущих быстрее других. По сравнению с Западной Европой, США и Японией мы растем очень быстро. С другой стороны, мы растем медленнее, чем Китай, который, как известно, имеет огромный внутренний рынок. Так или иначе, мы продолжаем наращивать масштабы своей программы поддержки местного компьютерного рынка, ежегодно вкладывая в это направление своей деятельности немалые средства.
Образование. Есть ли у компании Intel что-то для новосибирских студентов и молодых специалистов?
Правильнее сказать - будет. Кузница кадров для Intel в Новосибирске – НГУ, а именно три его факультета: мехмат, физфак и ФИТ. Следующее поколение – это СУНЦ (ФМШ). Ну, и самый свежий пример: в этом году мы впервые поддержали летнюю школу юных программистов имени академика Ершова, поддержали как организационно, так и в содержательном отношении.
У нас есть несколько задумок, связанных с Новосибирским университетом, но им мы не ограничиваемся. Есть и НГТУ, и Связь, с профильными для нас факультетами и специальностями и хорошими, сильными студентами. Мы ведем индивидуальную работу со студентами старших курсов НГУ, которые приходят к нам и участвуют в реальных проектах, осуществляемых новосибирским Центром исследований и разработок Intel. Это дает ребятам возможность поработать в коллективах профессиональных разработчиков, причем большинство наших проектов международные, что дает возможность общения с нашими разработчиками в Индии, Штатах, Израиле.
Что нужно уметь, чтобы работать в Intel?
Во-первых, надо быть целеустремленным и четко знать, чего Вы хотите. Во-вторых, надо быть настоящим профессионалом в таких областях, как разработка ПО, маркетинг либо продажи. В-третьих, надо прилично владеть английским языком, поскольку в Intel, где сейчас работает более 90 тысяч человек десятков национальностей, английский – рабочий язык. Среди тех же, кто в России приходит к нам работать, множество прекрасных специалистов, но есть и такие, кто совсем не знает английского языка. Им, разумеется, найти себе применение в такой многонациональной компании, как Intel, практически невозможно. Ну и, конечно, для успешной работы в Intel, как и всюду, нужно немного удачи.
А Вы насколько целеустремленны и чего хотите добиться в жизни?
Что касается моих рабочих целей, то я хочу стать человеком, реально влияющим на происходящее. На бизнес, на рынок, на людей, на развитие. Я думаю, я на правильном пути. А личное – как у любого человека. Я очень близок к решению задачи создания собственной семьи, во всяком случае, с этим у меня проблем нет.
Константин Пономарев, специально для НГС