Все новости
Все новости

Кладбище домашних животных

Добровольцы пытаются спасти бродячих собак от уничтожения

Поделиться

На этой неделе исполнился год со дня вступления в силу закона Новосибирской области, в котором впервые было закреплено право на жизнь для бродячих животных. Уже год, как уничтожение бездомной собаки - вне закона, но убийства животных продолжаются. По данным мэрии, за 11 месяцев 2004 года МУП «Спецавтохозяйство» отловило 2409 бродячих собак, 2309 было умерщвлено. Только сейчас появилась надежда, что муниципальные власти готовы сохранять жизнь ни в чем не повинным животным. Но пока только в одном районе города.

Вступивший в силу в июне прошлого года областной закон говорит: бродячих животных нужно вакцинировать, стерилизовать и находить хозяина. Если хозяин не найдется, Шарика необходимо вернуть на прежнее место обитания, то есть на улицу. Выполнение этого документа изначально было сомнительно – все красивые слова о защите прав животных не были подкреплены соответствующими бюджетными статьями.

Машины муниципального учреждения «Спецавтохозяйство», основной деятельностью которого является вывоз мусора из города, по-прежнему выходят на улицы, ловцы, вооруженные сетками, хватают всех попавших в поле видимости собак без поводка и увозят их на Гусинобродскую свалку. Там, среди мусорных куч, есть неприметное одноэтажное здание. Еще на дальних подступах к нему слышен отчаянный вой – собаки словно чувствуют, что это последний приют, хотя приютом назвать камеру смертников сможет только закоренелый циник. Подавляющее большинство из этих животных будет убито, трупы отправят в поселок Сокур, где на предприятии с издевательским названием «Дружба» их переработают в костную муку. Такова реальность. За 11 месяцев прошлого года насильственной смертью погибли 2309 братьев наших меньших. Как сказано в официальных документах, «по причине заболевания опасными для человека инфекциями».

Уже много лет общественники-энтузиасты ведут борьбу за права животных. В Новосибирске их силами созданы два приюта для бездомных собак – женщины подбирают их на улице, выхаживают и находят для животных хозяев. Все делается за счет личных сбережений. Теперь, когда закон фактически должен легализовать их деятельность, общественницы стучатся во все властные кабинеты. Год потребовался для того, чтобы чиновники нехотя согласились – да, есть официальный документ, букву которого необходимо соблюдать.

На этой неделе в мэрии прошло совещание, в ходе которого власти заявили о готовности участвовать в создании муниципальной организации, которая будет поступать с бродячими собаками так, как предписывает закон. Правда речь идет пока только об эксперименте в рамках Советского района. На базе существующего общественного, читай – нелегального, приюта, который ветеринарные инспекторы не раз пытались закрыть, должен появиться официальный центр. «Адвокатская контора для собак», как шутят общественники, защищающие права животных. Как заявил заместитель главы администрации Советского района Николай Малай, осталось только подыскать соответствующее помещение: «Мы сейчас плотно работаем с СО РАН, чтобы соответствующее помещение было предоставлено. Как только появляется юридический адрес, мы делаем запрос в департамент земельных и имущественных отношений и мэру города об утверждении устава и создании этой организации».

На первый взгляд, слова чиновника звучат обнадеживающе. Однако если рассудить здраво – много ли в Академгородке найдется отдельностоящих строений (а размещать собачий приют в здании, где квартируют другие организации или жильцы, запрещено)? И готово ли руководство Сибирского отделения отдать под муниципальные нужды столь лакомый кусок при существующем в Советском районе дефиците коммерческой недвижимости? Все это похоже на обычную бюрократическую игру – мы, мол, всей душой, но зайдите завтра…

По мнению председателя комитета ЖКХ мэрии Новосибирска Владимира Ткаченко, муниципалитет вообще не должен выполнять требования закона: «Не может это на бюджет ложиться. Потому что изначально животное появляется от какого-то собственника. А бюджет – это средство всех налогоплательщиков. И у всех налогоплательщиков не спрашивали, правильно ли его тратить на содержание бездомных животных».

Возможно, господин Ткаченко просто не подозревает, что животное изначально появляется от двух таких же беспризорных животных, и закон как раз в качестве альтернативы умерщвлению родителей предусматривает их стерилизацию. Но, тем не менее, власти пока игнорируют мировой опыт по созданию приютов, продолжая финансировать программу ликвидации бессловесных тварей. «Та часть населения, которая тоже является налогоплательщиками, уже возмущена тем, что животных убивают, и сотни тысяч рублей уходят на это», - возмущается председатель Новосибирской зоозащитной организации Людмила Федорова.

Согласно концепции, разработанной защитниками животных, муниципальные пункты по контролю над бродячими животными будут самоокупаемыми. Галина Клебче говорит, что им есть чем привлечь новосибирцев: «Мы будем давать консультации, оказывать ветеринарные услуги по льготным расценкам – а сейчас клиники берут деньги просто неподъемные. Мы будем предоставлять услуги кинолога». Схема работы простая – ловцы МУП «Спецавтохозяйство» выезжают строго по заявке, только в то место, где, по данным зоозащитников, наблюдается концентрация безнадзорных собак. Животные будут пойманы в присутствии кинолога, а затем по акту приема-передачи переданы в руки «собачьих адвокатов». Ну и далее все согласно букве закона.

Если продолжать юридические аналогии, то «прокуроры» из комитета ЖКХ новосибирской мэрии, скрипя зубами, согласились с доводами защиты. Господин Ткаченко дал указание руководству МУП «Спецавтохозяйство» до 10 июня заключить договор о совместной работе с общественниками из «Права животных на жизнь». То есть пока власть вроде разрешила общественникам выполнять все то, что должен делать муниципалитет, согласно областному закону. Энтузиасты рады и этому. Правда теперь судьба этого договора зависит от визы заместителя главного ветеринарного врача по Новосибирску - госпожи Людмилы Кобзарь. Как сообщили нам в МУП «Спецавтохозяйство», именно она должна дать добро на начало уникального для России эксперимента, когда власть на деле хотя бы отчасти признает существование у наших четвероногих друзей очевидного права - права на жизнь.

Артем Шершнев, специально для НГС

Служба новостей НГС

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter