12 апреля, по приглашению Новосибирского пресс-клуба, наш город посетил бывший ведущий программы «Намедни», а теперь главный редактор журнала «Русский Newsweek» Леонид Парфенов. На встрече Парфенова с новосибирскими коллегами побывал корреспондент НГС Антон Калтыгин.
Леонид Парфенов, безусловно, звезда. В хорошем смысле этого слова. Звезда, которую хочется уважать, а не выяснять, с кем звезда спит или что ест. К тому же Парфенов обладает огромным авторитетом как журналист, посмевший идти против воли власти и за это пострадавший. Все это – звездность и авторитет – следует умножить на три, если речь идет о региональных журналистах. Особенно телевизионных, для которых Парфенов – живой полубог.
Поэтому, отправляясь на встречу с Парфеновым, я испытывал некоторые опасения. Во-первых, сам Парфенов мог начать вести себя как «звезда» - «на пресс-конференции звезд нужно приходить подготовленными», «встала и ушла!» и тому подобное. Во-вторых, коллеги-журналисты, подавленные описанным выше авторитетом Парфенова, могли скатиться к «основополагающим» вопросам, типа «о смысле жизни и судьбах родины». На такие вопросы со знанием дела мог бы ответить Солженицын, но не Парфенов.
Впрочем, сам гость сразу развеял мои опасения. Он был вполне адекватен; разговаривал, а не вещал; иногда сам себе противоречил – в общем, вполне укладывался в заявленный ведущим формат «беседы».
Удивило, что настоящий Парфенов, с расстояния в один метр, выглядит точно так же, как и в телевизоре. Жесты, мимика, речь – один в один. То ли телевизионный Парфенов так прочно вошел в жизнь реального, то ли в телеэфире Парфенов вел себя столь естественно.
Парфенов честно ответил на все вопросы. Даже на туманные - о журналистской этике и судьбах родины, дав на них столь же туманные ответы. К чести новосибирских журналистов, таких вопросов было немного.
Парфенов порассуждал о телевидении, печатной прессе, бизнесе и власти, не блеснув, впрочем, особо оригинальными идеями или мыслями. Но даже за отсутствием таковых, слушать его было интересно. Видимо, телевизионный Парфенов победил «печатного» - то, как говорил Леонид Геннадьевич, было гораздо интереснее того, что он говорил.
Поскольку встреча с Леонидом Парфеновым имела формат беседы, ретранслировать ее полностью не имеет смысла. Решив поддержать «телевизионную» версию Парфенова, мы выделили несколько наиболее запомнившихся «синхронов». Синхрон – термин тележурналистики, означающий запись прямой речи некоего лица.
О телевидении
«Меньше свободы, чем на наших федеральных каналах, вообще трудно представить»
«Я убежден – нет аудитории, которая заведомо хочет скучного. Нет этого мифического Ивана Кузьмича, этой Марьи Петровны… этого домостроевского народа, который в свободное от основной работы время водит хороводы и мечтает о каком-то там телевидении с запахом лампады»
«Возможности работать штатно на телевидении у меня сейчас нет. Это не может себе позволить ни один канал»
О бизнесе «Бесполезно разговаривать с нашими бизнесменами с их нефтяными прибылями о вложениях в СМИ. Потому что это ничего, кроме головной боли: деньги крохотные, ждать долго, а геморрой страшный»
О бизнесе и ТВ
«Владельцы канала СТС не заводят у себя информационного вещания. Потому что владельцы канала СТС, на минутку, владеют еще и ТНК и долями в Мегафоне и Билайне... Фридман, Дерипаска и Абрамович денег не вкладывают в прессу. У них есть еще что-то серьезное, и они знают прекрасно, что какие-то там звонки могут привести к отъему основного бизнеса»
О печатных СМИ(о независимости СМИ от бизнеса)
«У меня есть ощущение, что к «Ведомостям» и «Коммерсанту» отношение все же рабочее. Единственное возможное. Мне представляется, что к «Форбсу» отношение все же уважительное. Так что примеры есть. Все упирается в экономическую независимость издания и желание издания работать на длинную перспективу. Не схватить на каком-то заказе «бабло, которое побеждает зло», а работать, продавая информацию [читателям], а не продавая себя».
«Мало ведь носить белые одежды борцов за свободу… надо делать модный продукт. Она [российская свободная пресса] так уважает себя за свою правду, что не считает нужным как-то обслуживать аудиторию. Она полагает, что она - такое национальное достояние… кроме того, все очень плохо с прибылью»
О «Newsweek»
«Мы плохо пишем о Джордже Буше–младшем. По-моему, мы ни разу о нем не писали хорошо. Правда, и о Владимире Путине я тоже не помню, чтобы мы хорошо писали»
«Если мы будем думать о том, чтобы не обидеть, мы ничего не напишем»
О читателях
«Нет претензии, чтобы кто-то ради нас шел на баррикады. Потребление информации не должно быть вопросом личного подвига аудитории»
О читателях «Newsweek» в России
«Это люди, которые собираются в этой жизни что-то сделать. Они не собираются читать про личную жизнь Наташи Королевой, они собираются все-таки сделать свою»
О личном
«Времена тоталитарных звезд – одна Пугачева на всех – прошли»
«Мой вкус оскорбляет появление Путина - опять в плексигласовом шлеме. На КамАЗе. Мне через пять лет опять втюхивают все ту же колбасу. Но она стухла»
О ложке
«А вот с ложкой как-то не сложилось!» (Парфенову принесли кофе – с сахаром, но без ложки).
Справка.
Леонид Парфенов родился в Вологодской области, окончил факультет журналистики Ленинградского университета имени Жданова (ныне Санкт-Петербургский университет имени Мариуполя). Работал в газетах Ленинграда и Вологды, затем на Вологодском телевидении. В советской прессе печатался от \"Красной Звезды\" и \"Правды\" до \"Московских новостей\" и \"Огонька\". С 1986 года - на Центральном телевидении, до появления частного сектора - в молодежной редакции. Со дня основания компании - на НТВ (1993 год). Автор и соавтор новогодних шоу \"Старые песни о главном-1, 2\", циклов документальных телефильмов, в том числе: \"Намедни 1961-91. Наша эра\", \"Живой Пушкин\", \"Российская империя\" и др. До увольнения из-за несогласия с цензурой три сезона вел еженедельный тележурнал \"Намедни\". Главный редактор журнала «Русский Newsweek»