В Новосибирске названы предполагаемые виновники разрушительного пожара, произошедшего весной 2004 года в здании Главного управления исполнения наказаний (ГУИН) по Новосибирской области.
По мнению органов прокуратуры, это руководители управления. С момента трагедии прошло более полугода, все это время следователи воздерживались от обвинений в адрес высокопоставленных чиновников ГУИН. Прокуратура Дзержинского района Новосибирска намерена привлечь в качестве обвиняемых начальника ГУИН Виктора Соломатина и его первого заместителя Леонида Гробовкина. Им инкриминируется нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее тяжкие последствия – в огне 6 человек погибли, 16 - пострадали.
Разрушительный пожар в здании ГУИН по Новосибирской области на проспекте Дзержинского произошел 15 марта 2004 года. Все началось в 9 утра, сотрудники Управления только прибыли на работу и разошлись по кабинетам. Огонь, первоначально вспыхнувший в одном из кабинетов 2-го этажа, охватил все 3-х этажное здание 1936 года постройки в считанные минуты.
Всего из здания было эвакуировано 120 человек. Кто-то из сотрудников ГУИН сумел покинуть пылающее здание самостоятельно через центральный выход. Но, для многих этот путь оказался отрезанным. Люди выпрыгивали из окон на землю, спускались на шторах. Для некоторых путей к спасению вообще не было – на окнах кабинетов ГУИН стояли глухие нераспашные решетки. Пока спасатели пытались разрезать их специальными инструментами, число жертв неуклонно росло.
В огне погибли 6 человек – это подполковник Наталья Вакорина, подполковник Сергей Вирчик, майор Светлана Бросалина, капитан Алексей Якушев, капитан Елена Засыпкина, старший лейтенант Анна Шерстнева. Еще 16 сотрудников – их пожарные буквально выхватывали из огня - получили травмы и ожоги. Здание ГУИН выгорело полностью и восстановлению не подлежит. Строительство нового здания на месте сгоревшего планируется в конце 2005 года.
Расследование обстоятельств пожара растянулось на несколько месяцев. Были проведены ряд сложных экспертиз, в том числе строительная и пожарно-техническая. Следователи установили, что пожар начался в кабинете 209. Непосредственным виновником возгорания назван в уголовном деле начальник отдела безопасности ГУИН Андрей Новоселов. Он курил на рабочем месте и бросил непотушенную сигарету в урну. Обвинение в нарушении правил пожарной безопасности Новоселову уже предъявлено. Также ему заявлен гражданский иск на 4 миллиона рублей – в такую сумму оценен ущерб сгоревшему зданию. Вскоре после пожара, еще до предъявления обвинения, Андрей Новоселов ушел на пенсию.
Дальнейшее расследование показало, что в здании ГУИН систематически нарушались правила противопожарной безопасности. Согласно должностным инструкциям, за соблюдением мер безопасности обязано следить руководство ГУИН, поскольку в Управлении есть своя собственная ведомственная пожарная охрана.
«Более трех лет у руководства была реальная возможность принять все меры для того, чтобы исключить такие последствия, какие произошли при пожаре», - сообщил старший следователь прокуратуры Дзержинского района Василий Исаев.
Согласно материалам уголовного дела, во время капитального ремонта несколько лет назад помещения здания были буквально нашпигованы легкосгораемыми материалами и горючими стеновыми панелями. На окнах стояли глухие решетки. Количество огнетушителей не соответствовало норме. Все это в итоге и привело к столь тяжелым последствиям – здание горело быстро, а люди не могли спастись.
Пока следователи не могут встретиться с начальником ГУИН и его заместителем. Как только Виктор Соломатин и Леонид Гробовкин узнали, что их вызвали в прокуратуру для предъявления обвинения, они тут же предоставили больничные листы о внезапно обострившихся хронических болезнях. В ответ следователи решили проверить законность выдачи этих листов.
В самом Управлении исполнения наказаний в отсутствие начальников от комментариев по сути вопроса воздерживаются.
«Следствие еще идет, все в рамках закона. Надеемся, суд во всем разберется и установит степень вины каждого», - заявил руководитель пресс-службы ГУИН по Новосибирской области Андрей Иванов.
По мнению прокурорских работников, начальник ГУИН Виктор Соломатин не ожидал такого варианта развития событий и до последнего надеялся на благополучный для себя исход. На допросах генерал Соломатин заявлял, что своей вины в нарушении правил противопожарной безопасности он не усматривает, поскольку за безопасность вообще отвечает не он. По ст. 219 ч.3 «Нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее по неосторожности смерть 2-х и более лиц» генералу – «начальнику всех зон области» грозит тюремный срок до 7 лет лишения свободы.
Дмитрий Косенко, специально для НГС