NGS
Погода

Сейчас+1°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+1°

пасмурно, без осадков

ощущается как -4

4 м/c,

с-з.

756мм 47%
Подробнее
2 Пробки
USD 92,51
EUR 98,91
Реклама
Город Общество/Георгий Рассказов:«Наркомания неизлечима!»

Общество/Георгий Рассказов:«Наркомания неизлечима!»

Четвертый год в селе Гусельниково Искитимского района действует региональная общественная организация «Свободная жизнь» - центр реабилитации наркозависимых. Путешествовавший с представителями Епархиального Управления Русской Православной Церкви в рамках благотворительной акции «За духовное возрождение России» корреспондент НГС посетил РОО и побеседовал о деятельности общества с его основателем Георгием Рассказовым, людьми, проходящими реабилитацию и с местными представителями власти.

Кстати, представители РПЦ планировали посетить только само село Гусельниково, а встреча с бывшими наркоманами не входила в их планы. Объяснить свою позицию при включенном диктофоне мне отказались. И лишь в приватной беседе один из священников высказал свое личное мнение насчет реабилитационного центра, в котором все не по православным канонам: нет молитв, бесед на религиозные темы; поговаривают, что спустя время «воспитанникам» предлагают избавиться от нательных крестиков; что сама программа «12 шагов» заимствована из чуждой Америки и что нашим людям навязывают западный менталитет; что наркоманы ведут дневники, которые затем читает их наставник, а это уже нарушение тайны исповеди. Да и курс реабилитации стоит немалых денег, что опять же не по-божески… Другое дело, что Русская Православная Церковь не остается равнодушной к проблеме наркомании, и в скором времени в Новосибирской области откроется православный реабилитационный центр.

Ситуация с РОО «Свободная жизнь» вообще достаточно неоднозначная. Мнения наркологов разделились: одни говорят о достаточно большом проценте излечившихся от наркозависимости, другие считают программу реабилитации неэффективной, от которой на Западе начинают отказываться. И даже в компетентные органы первая информация о реабилитационном центре поступила такая, будто в Гусельниково обосновалась коммуна наркоманов, пытающихся сообща избавиться от недуга.

Позже выяснилось, что руководитель центра Рассказов действительно приобрел в селе четыре домовладения, где, сменяя друг друга, проходят социальную реабилитацию больные наркоманией не только из Новосибирска, области и других регионов, но даже из зарубежных стран. Приезжают и те, кто пробовал вылечиться за границей, да не вышло. Одни, пройдя девятимесячный курс, уезжают. Другие остаются в центре в качестве помощников и живого примера для тех, кто только мечтает забыть о наркотиках. У ребят свое подсобное хозяйство, они полностью обеспечивают себя мясом, молоком, птицей, картофелем. Есть даже свой трактор, на котором ведут полевые работы.

«Любой наркоман хочет колоться и не иметь последствий»

По прибытии в центр, Рассказова мы на месте не застали - он проводил экскурсию по своим владениям для очередного инспектирующего. На улице у дома, где живут бывшие наркоманы, молодые парни возились с трактором. Один из них, узнав цель моего приезда, предложил пройти в дом.

Павел, 23 года, бывший милиционер

- Я здесь уже год. И не жалею. Раньше ничем не занимался, кроме как воровал у родителей. А когда-то окончил академию МВД, работал в ГАИ, но пристрастился к наркотикам. Уволился. Когда начались проблемы, понял, что пора завязывать. Друзья, посоветовали обратиться к Рассказову. Они сами когда-то прошли у него реабилитацию – помогло, сейчас трезвые…

- Решившие завязать, приезжая сюда, встречаются не с Рассказовым, а с нами, - продолжает Павел, - Только тот, кто сам знаком с наркотой не понаслышке поймет, чего хочет новичок. Действительно бросить колоться, или еще не готов, и пошел на поводу у родственников. Бывает, что таким отказываем, и даже Рассказов ничего не сможет сделать. Если тебя приняли, многое становится нельзя. Первые месяцы запрещены любые контакты, не то, что выйти за пределы центра, но даже телефонные звонки. Уже потом, если не будет нарушений, разрешается на выходные съездить домой.

Нарушения здесь особые. Человек может быть наказан, вплоть до изгнания, за проявление агрессии, за употребление любых психостимуляторов, за своеволие и др. В разговоре я замечаю нательный крестик у собеседника и задаю вопрос, сам по себе напрашивающийся после общения со священником. Павел не сразу понимает, о чем я. Потом улыбается.

- Нет, у нас ведь свобода совести! Верь во что угодно, не запрещается. Здесь есть парень, который раньше верил в собственный холодильник. Придавал ему некие сверхъестественные способности и верил. Так ему легче было… Некоторые потом в религию подаются, в то же православие....

По окончании реабилитации «выпускникам» рекомендуют посещать собрания единомышленников (существующие ныне в сибирских городах, к примеру, в Томске, Барнауле), где им помогают дельным советом или просто общением справиться с повседневными проблемами, снять напряженность. Не все удерживаются, вернувшись в прежнюю среду, к прежней жизни. Практика показывает, что половина спустя время возвращается в Гусельниково все начинать сначала. Да и сами наркоманы, по признанию Павла, не всегда готовы к кардинальным переменам. Считается мифом, что каждый из них стремится покончить с наркотиками. Любой наркоман хотел бы колоться, но без последствий. «И если бы у меня их не было, - добавляет он, - я бы продолжал употреблять».

«Лечить их безнадежно»

К нашему разговору присоединяется Рассказов, вернувшийся в дом с гостьей – врачом-наркологом. Он прямо заявляет, что даже не пытается вылечить наркоманов.

- Наркомания неизлечима! Мы можем лишь продлить ремиссию. У кого-то из них она может продлиться всю жизнь, у кого-то год. И если меня после года трезвости начинают уверять, что никогда уже не будут употреблять наркотики, я не поверю. Пять лет, вот реальный срок, после которого можно о чем-то говорить.

- Руководители некоторых реабилитационных центров сетуют на недостаточную помощь со стороны государства.

- Государство и не должно помогать наркологическим центрам! При чем тут налогоплательщики, почему они вынуждены из своего кармана оплачивать социальную реабилитацию наркоманов. Мы существуем за счет членских взносов, спонсоров. Недавно выиграли грант на 50 тысяч рублей. Не жаловаться нужно, а опираться на собственные силы, больше работать и эффективно распоряжаться имеющимся… Центры, подобные нашему, выгодны государству. Ведь что такое наркоман? Это два гарантированных в день преступления. Утром нужно украсть, чтобы прийти в нормальное состояние, и вечером. В месяц уже 60 краж. То время, что он у нас, преступлений не совершает. Возьмите другой аспект – гепатит, ВИЧ, венерические заболевания. Выгодно? Рынок сбыта наркотиков, пока он у нас, сужен. Некому покупать. Мода на наркотики не распространяется, малолеток не втягивает. Милиция, врачи, комитеты по делам молодежи за это деньги получают. Мы – ничего!

- Появилось множество наркологических клиник, реабилитационных центров, рекламирующих избавление от наркозависимости. Это благо или зло?

- Смотря что лежит в основе. Нужно разобраться, какие цели они преследуют, и что происходит с наркоманами после выписки. К тому же, я знаю такие клиники, где не успел выйти за порог, уже предлагают наркотики. Да и лежа в стационаре их купить не сложно. Вечером врачи уходят, остается младший персонал и охранники. Выйти из клиники за дозой не проблема… А секты надо запрещать. То, что человек перестает употреблять наркотики, еще ни о чем не говорит. Если он трезвый, а в голове у него сумасшедшие идеи, что с ним делать?

- И все же люди к вам идут?

- Мы не испытываем нехватки. Хотя зачастую невозможно вычислить, а нужно ли оно самому наркоману. Когда человека кумарит, говорит, что нужна помощь. А проходит дней 10-15 – и «у меня проблем нет». Так происходит и в большинстве других реабилитационных центрах – наркоманы сбивают дозу и уходят. Впрочем, как я уже говорил, даже прошедший курс не застрахован от срыва. Любая жизненная неурядица, плохая погода за окном могут дать толчок к употреблению.

Увеличению числа наркоманов или алкоголиков, по мнению Георгия Рассказова, способствует и безразличие общества. Взять то же Гусельниково. Чем заняться сельской молодежи, когда нет ни театра, ни стадиона. Дискотека напоминает пародию: перепьются самогонки и в драку. Спортом мало кто увлекается. Каждый вечер у коммерческого киоска собираются 20-25 пьяных подростков, и творят, что попало. И обвинить их не в чем. Потому что прежде чем обвинять, нужно что-то предоставить взамен – образовательные, развлекательные программы. Молодежь в селах спивается как никогда прежде.

«Наркоман – это клеймо на всю жизнь»

Упомянув о времяпрепровождении местных парней, Рассказов невольно задел больную тему. Тему взаимоотношений с местным населением. А они у бывших наркоманов и сельчан непростые. Подтверждение тому коллективное письмо от жителей села Гусельниково, поступившее в конце августа в территориальную администрацию.

«… участились случаи столкновения сельской молодежи с молодыми людьми реабилитационного центра наркозависимых. В течение нескольких лет существования этого центра происходят драки, которые последние два года превратились в настоящее избиение сельских ребят с нанесением тяжких повреждений. 16 августа этого года в центре села произошла драка, в результате которой двое сельских ребят получили многочисленные переломы и ушибы. Мы боимся подобных случаев и надеемся, что администрация сельского совета встанет на защиту нашей молодежи…»

Ситуацию с дракой прокомментировал и.о. заместителя начальника Линевского отдела милиции капитан Доброродный. Оказалось, что в драку местных парней по «доброте душевной» влез парень из центра реабилитации. Вроде как вступиться за знакомых. Никаких серьезных последствий нет. Причинен легкий вред здоровью. На настоящий момент в возбуждении уголовного дела отказано, а пострадавшие проходят амбулаторный курс лечения. Ввиду того, что агрессия в РОО «Свободная жизнь» запрещена, Рассказов отчислил провинившегося. Что касается населения, то оно потому так остро отреагировало на банальную драку, что в ней участвовал чужой. Да еще и наркоман к тому же.

Глава сельской администрации Валентина Гусельникова подтвердила, что прежде с руководителем центра и с ребятами конфликтов не возникало. Но сразу оговорилась, - до драки. Конечно, было, что однажды ребята побили местного наркомана, который предложил «дурь» девушке из реабилитационного центра. Но на этот раз «наркоманы влезли не в свои дела. Наши разобрались бы между собой, не надо им было ввязываться. Это были наши проблемы…»

Выдержки из коллективного письма: «… жители села возмущены нарушением норм общественной морали молодежью реабилитационного центра, которые купаются и загорают в обнаженном виде на глазах у женщин и детей, разгуливанием по селу с бойцовской собакой без намордника. Вопрос о существовании центра решался без участия жителей села, не было проведено никаких собраний, сходов граждан…»

Родители избитых настаивают, чтобы глава администрации провела сход, и на выселении центра из Гусельниково. Так что четвертая годовщина «Свободной жизни», которую Георгий Рассказов планирует отметить 25 сентября, находится под вопросом.

«… Думаем, что результативность работы реабилитационного центра не очень высока, если поведение его членов становится агрессивным и неуправляемым. Этому, конечно, способствует безнаказанность. Мы просим Вас принять меры и защитить нас. С надеждой жители села». И сорок подписей к нему.

Решение по обращению жителей Гусельниково будет принято районными властями к 10 сентября. Хочется верить, что оно будет взвешенным.

Игорь Никулин,

специально для НГС

Фотографии Игоря Никулина

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления