
Всё больше новосибирцев пытаются экспериментировать с азиатской едой
Азиатская кухня пошла в народ. Так, по крайней мере, считают ретейлеры, которые отметили рост спроса на азиатские продукты. Покупатели ищут в них не только доступной новизны, но и получают возможность разнообразить набор домашних блюд. Некоторые настолько увлеклись, что их уже не устраивают маркетплейсы и они заказывают нужные ингредиенты напрямую у поваров-энтузиастов. О том, как меняется домашняя еда новосибирцев, — в материале НГС.
В отделе с азиатскими продуктами в супермаркете недавно я наблюдал любопытную сцену. Женщина лет 40 после некоторых колебаний взяла с полки банку с китайским жгучим соусом.
«Надеюсь, у нас всё не сгорит во рту», — весело сказала она стоящей рядом, вероятно, дочери-подростку, и они направились дальше за покупками. Было видно, что это не первый их кулинарный эксперимент такого рода.
Соусами в этом отделе заставлен весь стеллаж. Большая часть их изготовлена российскими компаниями или продается под российскими брендами, но есть и импорт: на отдельных образцах нет оригинального текста по-английски, а русский дан на небольшом ярлыке, приклеенном поверх существующей упаковки.
Тенденция, однако

Полки с лапшой быстрого приготовления в магазине китайских товаров в ТРЦ «Аура»
Подобного рода сцены в российском ретейле сегодня не редкость. В недавнем исследовании сети «О`Кей» говорится, что спрос на азиатские продукты демонстрирует уверенный рост. За первые три месяца этого года продажи соусов и ингредиентов для самостоятельного приготовления восточных блюд увеличились на 10% по сравнению с тем же периодом прошлого года.
Растет и сравнительно новый для массового потребителя продукт — лапша, требующая чуть более сложного приготовления, то есть не «Доширак»: ее нужно варить (обычно не больше 5 минут) или обжаривать. Блюда из нее уже больше напоминают то, что может получить посетитель азиатской закусочной. Продажи этого типа продукта выросли на 40%.

Топокки (рисовые палочки) появились сравнительно недавно в заведениях, а теперь продаются в магазинах
Покупатели всё чаще экспериментируют с рисовой лапшой, пастой том ям, кокосовым молоком, имбирем и прочими продуктами, которые еще не так давно массовый потребитель встречал только в заведениях паназиатской кухни, да и то уже в составе готовых блюд.
Такую же тенденцию отмечают и в «Яндекс Маркете». Проведенный сервисом опрос показал, что больше 90% россиян заметили рост интереса к азиатской культуре в обществе. По мнению представителей маркетплейса, этот скачок не носит случайный характер — 70% потребителей покупают китайские товары осознанно. В основном к тренду на Азию россияне относятся положительно или нейтрально (41 и 40% соответственно), и почти половина (47%) опрошенных отмечает, что в их окружении есть люди, которые увлекаются Азией, обычно это друзья (73%).

Соусы в магазине «О`Кей»
Интерес к азиатским продуктам, впрочем, очевиден и без исследований ретейлеров. Торговые сети уже не просто заказывают больше такого товара, но и отводят для него целые стеллажи. В сети SPAR, например, они даже имеют свое название: «Мама Asia». В «О`Кей» названия нет, но самих товаров тоже хватает: кроме разнообразных соусов здесь можно купить ставшие в последнее время популярными рисовые клецки топокки и больше десяти видов восточной лапши (удон, рамен, соба, рисовая и т. д.).
Здесь же, на выходе из гипермаркета, в самом проходном месте галереи «Ауры» с недавних пор работает магазин «Китайские товары», который еще пару лет назад сложно было представить в подобном месте. Большая часть товаров, правда, — это всевозможные снеки и лапша быстрого приготовления. Но есть здесь и специи, и соусы, и какие-то добавки в блюда китайской кухни.

В кафе самообслуживания с лапшой быстрого приготовления
Увлечение «азиатчиной» порождает новые форматы. Создатель сети Chicko Сергей Лебедев в прошлом году запустил в Москве новый проект KONO — по сути, гибрид между магазином и кафе. Покупатели в нем выбирают лапшу (есть быстрого приготовления и та, которую нужно немного поварить) и добавки к ней, а потом сами готовят еду, не нуждаясь в поварах и официантах. В Новосибирске на улице Советской с осени прошлого года работает точка под названием Nudl с похожей концепцией.
Что готовим
Интерес к азиатской кухне в России отчасти вызван, конечно, растущей популярностью ее во всём мире. Это связано и с туризмом, и с растущим влиянием стран этого региона (прежде всего, конечно, Китая). Россияне уже привыкли к фо бо, том яму, рамену и прочим блюдам в заведениях и всё чаще решаются повторить что-то дома. Автор материала спросил подписчиков своего телеграм-канала, готовят ли они дома еду в азиатском стиле. Оказалось, что таких людей действительно много.

В приготовлении блюд азиатской кухни главное с чего-то начать — хотя бы с более разнообразного приготовления «Доширака»
Елена, например, рассказала, что давно уже использует азиатскую лапшу (удон, собу, фунчозу), которая хорошо получаются с курицей и креветками. Недавно освоила том ям, понравилось готовить древесные грибы муэр, а сейчас ждет случая взяться за уже купленный коралловый гриб.
Нюре повезло больше: у нее азиатские блюда — фо бо и рамен — «мастерит» в последнее время партнер.
«Азиатские блюда (и то, что мы под ними понимаем) чем удобны — это часто конструктор: если заменить одно на другое не слишком уж варварски, будет вкусно. Не со всякой кухней так удается», — отметила она.
Любовь поделилась, что в китайском магазине в ТРЦ «Аура» купила маринованные побеги бамбука и маринованный лотос. Остальное (маринад мирин, бульон хондаши и т. д.) она заказывает на «Озоне».
«Японская кухня процветает на моей кухне. Смотрю видео японского повара, где он вещает про технологию приготовления блюд», — рассказывает она.
А шеф-повар Вадим Прусаков, который сейчас работает в Китае, признался, что с некоторых пор ему регулярно приходится консультировать знакомых на тему азиатской кухни.

Всё большую популярность набирают и азиатские напитки
Разумеется, большинство экспериментов с азиатскими ингредиентами не предусматривают глубокого погружения в кухню народов Азии. Но даже поверхностное знакомство с ней позволяет существенно расширить палитру вкусов домашней кухни. Обычная курятина в маринаде или соусе становится почти неузнаваемой, а недорогие сушеные грибы (прежде всего муэр) сделают интересней и салат, и горячее блюдо.
В этом смысле азиатская кухня оказывается полезной и тем, кто сейчас не может позволить себе большого разнообразия на столе по финансовым соображениям. Ведь причина всей этой яркости вкусов китайской, вьетнамской или тайской кухонь отчасти та же самая. Людям в этих странах веками приходилось выживать при ограниченных ресурсах, а есть вкусно всё равно хотелось.
Новых вкусов хочется не только любителям домашней кухни, но и клиентам точек с шаурмой. По крайней мере, такой вывод можно сделать из большого обзора новосибирских точек, предлагающих это блюдо.