18 сентября суббота
СЕЙЧАС +13°С

Православный гамбургер

Как транснациональные корпорации зарабатывают на чувствах верующих

Поделиться

Поделиться

Постное меню стало для заведений эдаким обязательным атрибутом. Куда ни пойдешь — везде натыкаешься на что-то принципиально лишенное мяса. Из любопытства я решил неделю питаться в обед исключительно постными блюдами и пришел к выводу, что дело это непростое.

Вообще, относительно питания в пост существует два принципиально разных подхода. Первый заключается в том, что это время ограничений и жертв, а значит, нечего тут пытаться разносолы разводить. Сварил перловки на воде и с квашеной капустой (чтобы витамины) употребил. Но человек — существо слабое и хитрое, а поэтому норовит даже эти дни смирения плоти провести с комфортом. По крайней мере, на это надеются рестораторы — иначе стали бы они изворачиваться, придумывая свои постные меню.

Взять, например, «постную» пиццу в «Иль Патио». Видно, что повара шли от поставленной задачи, будет ли конечный результат можно есть — интересовало их не слишком. В результате появился загадочный уродец с картофельным пюре и сырыми (пусть и подсушенными в печи) баклажанами сверху. Есть такое можно, но только в рамках каких-то самоограничений. Хотя, в принципе, из тех же продуктов можно было сделать что-то более приличное, если не считать свою задачу выполненной только потому, что в пицце нет мяса и сыра.

Еще смешней смотрится «православный гамбургер» в «Бургер Кинге». Я не преувеличиваю, в меню красным по белому написано, что данное блюдо одобрено Русской православной церковью. Оставим в стороне вопрос, зачем верующему, постящемуся человеку идти в заведение фастфуда, где главное блюдо — это булка с котлетой. Допустим, что такие люди есть и они будут готовы к тому, что котлету из говядины им заменят каким-нибудь соевым бифштексом (что, кстати, не так уж будет и заметно). Однако технологи «Бургер Кинга» решили не искать легких путей и сделали котлету из баклажанов. Ну как котлету — выглядит она как кусок густой баклажанной икры. То есть я бы мог привести и другую аналогию, но не хочу портить вам аппетит.

Вегетарианский «фахитос» в «Кофемолке» (называется он там по-другому, но суть та же) смотрится уже получше. В конце концов, это же просто нечто жареное на сковороде… с мясом. То есть изначальная идея этого блюда была дополнить чем-то жареную мясную обрезь, сделать ее сочнее. А заодно увеличить объем блюда. Но поскольку главный ингредиент по религиозным соображениям оказался утрачен, то результат заставляет вспомнить старый анекдот про манты, где на вопрос, почему у него в мантах «один лук», восточный человек отвечает: «Почему один, зачем обижаешь, слушай? Там много лука».

Впрочем, есть и позитивные примеры. «Шницели» из цветной капусты в «Бирмане» — это вполне себе самобытное блюдо, особенно если воспринимать его в одной парадигме с картофельными драниками и какими-нибудь клецками. Занятная такая (и довольно вкусная) овощная еда. Правда, все равно как-то не удается отделаться от мысли, что у тебя в тарелке один гарнир, без самого, собственно, блюда.

В сущности, основная проблема любого постного меню сводится к тому, что его нужно делать на основе круп и бобовых, к которым будут добавляться немногочисленные ферментированные овощи (квашеная капуста, соленые помидоры и огурцы). Именно таким и был постный стол в традиционной кухне, но нынешний клиент ресторанов такого рода еду не особенно жалует (даже во время поста). А между тем самое вкусное, что мне довелось попробовать из постного меню за всю неделю, была банальная полента (кукурузная каша) с грибами в «Перчини». Конечно, мамалыга (как еще ее называют у нас) — штука на любителя, но зато она смотрелась совершенно органично — как блюдо, которое вполне могло попасть в обычное меню безо всякого поста. Собственно, это и может, наверное, быть главным критерием, по которому еда должна попадать в «постное меню». Готов ли ресторатор предложить ее своим гостям в любое другое время? Если нет, то, наверно, не стоит этого делать и в пост. В конце концов, если вам хочется накормить верующих, сделайте им гречневой каши с боровиками. Оно, может, не слишком оригинально, зато точно вкусно. А «православные гамбургеры» пусть маркетологи из транснациональных корпораций сами едят.

Фото автора

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Новосибирске? Подпишись на нашу почтовую рассылку
Загрузка...
Загрузка...