
Поделиться
Обед в самолете — штука довольно странная. 4–5 часов — не тот срок, в который можно зверски проголодаться. Тем не менее стоит двинуться по проходу тележке с положенным горячим, как в салон приходит радостное оживление. Даже если на часах уже за полночь и пассажирам разумнее было бы посвятить себя сну. Есть в этом поднебесном ужине (или обеде) что-то мистическое, присущее обряду, который никак нельзя пропустить.
Психологи утверждают, что поднебесная кормежка — это самый простой способ успокоить пассажиров. Полет на высоте 10 тыс. м над землей — это все-таки стресс, а стресс легче переносить, если что-нибудь жуешь. Или жевал совсем недавно.
Понятно, что качество самой еды в таком разрезе вроде как не очень-то и важно. Миллионы авиапассажиров по всему миру научились относиться к этой бесплатной (хотя на самом деле — включенной в стоимость полета) еде на борту как к дареному коню, которому бессмысленно смотреть в зубы. Лидер группы U2 Боно вспоминал, что в детстве питался этими комплектами, которые покупал с большой скидкой его старший брат, и с тех пор, по его словам, не может смотреть на обеды в самолетах. Слава богу, талантливый музыкант может позволить себе летать первым классом, где кормят не хуже, чем в приличном ресторане.
Отношение к самолетной еде, впрочем, меняется и у обычных авиакомпаний. Например, Turkish Airlines, которая летает и из Новосибирска, по рейтингу Forbes входит в десятку авиакомпаний с лучшей едой, доступной в эконом-классе. Бьшую часть этого рейтинга, кстати, занимают компании развивающихся стран (Thai Airways, Singapore Airlines, Qatar Airways и т.д.). Оно и понятно — все эти компании пытаются пробиться в мировую транспортную элиту, и если все летают на одинаковых самолетах, то еда — это самый наглядный способ понравиться пассажирам.
На фоне большинства отечественных перевозчиков, турки, действительно, подходят к кормежке с каким-то иррациональным перфекционизмом (как будто пассажир, которому не понравилась еда, сейчас встанет и выйдет вон). У них в штате даже есть специальный стюард-повар, который следит за качеством блюд — некоторые из них вполне были уместны и в земном кафе. Одни тамошние традиционные слоеные пироги чего стоят. Но и с основным блюдом там может быть очень неплохо — бифштекс на вкус сделан из мяса, курица нежна и обжарена на гриле. Ну а уж про вино, входящее в меню бесплатного обеда, и говорить не стоит. Вам, кстати, французское или турецкое?
Впрочем, привычные для российских пассажиров обеды и завтраки не являются общим правилом. На зарубежных рейсах вполне реально столкнуться с ситуацией, когда вам предложат в лучшем случае сэндвич. Этой весной, например, я летел «Скандинавскими авиалиниями» (Париж – Копенгаген – Москва), и на первом (самом коротком отрезке) из бесплатного была только минеральная вода. А во время перелета до Москвы ее давали бесплатно только тем, кто купил что-то из еды. Это, в сущности, справедливо — ведь ваш обед в любом случае включен в стоимость билета, хотите вы того или нет. Из европейцев, кстати, лучше всего с едой, ожидаемо, в Air France (выпечка как в булочной и приличные приборы), но цены на билеты там таковы, что хочется поехать поездом и пообедать где-нибудь на земле.
Все-таки, мне кажется было бы правильным, если бы авиакомпании выделяли самолетную еду в отдельную графу, как гостиницы — завтраки. Эта идея, кстати, сейчас обсуждается и в России. В конце концов, пусть человек сам решает — жевать ли ему (раз уж принесли) безвкусную рыбу с рисом из включенного в стоимость набора или захватить из дома вкусный сэндвич. Впрочем, комплекты эти стоят не так дорого — компаниям они обходятся (вместе с упаковкой) в 300–400 руб., что на фоне общей цены билета не так заметно. Но, судя по наблюдениям за пассажирами лоукостеров, есть на борту за деньги хочется меньшинству. Основа психотерапевтического эффекта «самолетной еды» в том, что она воспринимается как «халява».
Фото автора