Гиганты фастфуда сделали обычную булку с бифштексом самым настоящим культурным феноменом — сегодня это, пожалуй, самый узнаваемый символ Америки и всего американского в мире. Претензии, предъявляемые к этому блюду, имеют по большей степени идеологический характер. Но в одном можно согласиться: бургер, который вы можете заказать в заведении быстрой еды, — это продукт массового производства со всеми вытекающими отсюда последствиями. Не то, что его «папа» — английский аристократ сэндвич.
Собственно, бургеры — это и есть одна из разновидностей сэндвичей (в некоторых заведениях их даже так и называют), однако в целом сейчас как-то принято, что сэндвич — это нечто более или менее плоское и компактное. И от своего родственника он отличается именно так, как отличается от среднестатистического американца среднестатистический европеец — какой-нибудь англичанин или француз, например.
В бургер, разумеется, можно засунуть что угодно, но в крупных сетях это блюдо отличается по-настоящему разве что какими-нибудь фирменными соусами. В остальном все довольно стандартно, и именно за той стандартностью в фастфуд и ходят люди. Сэндвичи, по-моему, куда разнообразней. Собственно, именно отсутствие обязательств иметь внутри говяжью котлету и развязывает сэндвичу руки. Тут вам и мягкий сыр, и всевозможные мясные деликатесы, и рыба с морепродуктами — и все это в любых, самых неожиданных комбинациях.
Замечательное преимущество сэндвича для общепита в том, что его можно сделать заранее и положить на полку, откуда его готовым заберет клиент. Главное только, чтобы сэндвичи не залеживались — пополнять запас можно в любой самой маленькой лавочке, никакой кухни для этого не требуется.
В Новосибирске, однако, с такими вот готовыми, но свежими и вкусными сэндвичами пока довольно туго. И это при том, что на каждом углу стоит какая-нибудь шаурма, блины, а то и вообще, прости господи, киоск с «сушами». То есть спрос вроде бы есть, но попыток его удовлетворить с этой стороны как-то не наблюдается.
Рестораторов тут винить, впрочем, не за что. Готовые сэндвичи давно уже продаются в «Кофемолке», но я лично не видел ни разу, чтобы их кто-то там покупал кроме меня. Есть они и в «Кузине», но у холодильника с ними тоже народ как-то не толпится.
Понятно, что отдавать, например, 150 руб. за сооружение, которое любой не безрукий человек может сделать сам, потратив продуктов меньше, чем на 50, — как-то непривычно и грустно. Но, во-первых, продукты эти по отдельности на один сэндвич вам вряд ли продадут (как вы представляете себе, например, приобретение одного листика салата?). А главное, сэндвич ведь можно сделать чертовски вкусным и так его подать, что рука сама потянется к кошельку. Гляньте, например, на этот багет с хамоном и помидорами. Продавался он, кстати, в кафетерии сети Paul (во Франции ее точки на каждом шагу, а с некоторых пор она есть и в России), что, конечно, сказалось на качестве не лучшим образом. Багет был явно выпечен из полуфабрикатов, а внутрь можно было добавить еще пару-тройку ингредиентов, которые сделали бы конечный продукт интересней. Но, согласитесь, купить нечто подобное человека убедить уже куда проще. Даже если обойтись без хамона.
Фото автора