Клиент не обязан оставлять чаевые. Это не статья обязательных расходов, а благодарность за вежливость, хорошее обслуживание и внимание со стороны персонала. Однако часто именно чаевые являются значительной частью доходов официантов, барменов, портье и других работников сферы обслуживания. Это несколько раздражает. Выходит, что вместо того, чтобы платить достойную зарплату, владельцы заведений перекладывают эту обязанность на плечи посетителей.
Складывается ситуация, когда некую ответственность за благосостояние обслуживающего персонала несешь ты. Хотя должно быть ровно наоборот — хозяева должны биться за клиента и предоставлять скидки.
История чаевых уходит корнями в XVIII век, когда дорогое удовольствие — чай — в Англии подавали только в специальных садах. Чтобы получить его быстрее, надо было оплатить услугу. Отсюда и название этой траты. Кто придумал цифру в 10 % — неизвестно, но есть подозрение, что это связано с подоходным налогом, который платили работники.
Если в меню заведения красивыми буквами написано — «за обслуживание 10 %», можно без угрызений совести рассчитываться точно по счету. И пусть совесть мучает владельцев. Сумма в десятую часть от счета условна. За напиток стоимостью 130 рублей искать мелочь и высчитывать 13 рублей не надо. Достаточно десятки. Но и счет в 10 тысяч за компанию, предположим, в 5 человек перекрывать лишней «штукой» не обязательно. Вполне хватит и по сотне с участника застолья.
При некоторых расчетах можно просто не забирать сдачу, невзирая на процентное соотношение. Если это, конечно, не превышает разумные пределы. Не обязательно давать чаевые, если ты сам забираешь напитки из бара. Бармену надо доплачивать исключительно за хорошее настроение и быстроту обслуживания.
В гостиницах давать чаевые принято в той валюте, в которой вы будете оплачивать счет. Портье в хорошем отеле за границей надеются на расценки в среднем 2 доллара за 15 минут работы. Примерно так оплачивает их труд работодатель.
Таксисту давать на чай надо, если только он помогал с посадкой-высадкой и укладкой багажа.
Если ты не можешь найти ответы на важные для тебя вопросы — пиши нам he@office.ngs.ru. Редакция he поможет разобраться в любой теме.
Фото gettyimages.com