
Новосибирец не может вернуть книги больше пяти лет
Бывший новосибирский преподаватель Евгений Куршев лишился домашней библиотеки из 5 тысяч книг, которые собирал всю жизнь. Мужчина уверяет, что отдал её на хранение бывшему зятю, который якобы сначала тянул время с возвратом, а теперь и вовсе отрицает наличие у него огромного количества печатной литературы. Корреспондент НГС Настасья Медведева выяснила, почему библиотека действительно ценна, связалась с бывшим зятем Евгения и поинтересовалась у юриста, что делать в подобных ситуациях.
«Книги — моя жизнь»
Евгений Куршев раньше преподавал в новосибирских вузах и ушел на пенсию доцентом лингвистики. За годы работы он собрал большую коллекцию книг, в которую вошла и профессиональная, и художественная литература. По словам мужчины, примерно пять лет назад он отдал библиотеку своему зятю на временное хранение. С тех пор не может получить её обратно.
«Из-за ремонта вынужден был временно поместить библиотеку в коробки и перевезти в гараж своего зятя Александра. Дочь с Александром развелись, и Александр, не поставив меня в известность, увёз книги. Как он потом заявил, на дачу своей знакомой. Я многократно обращался к нему с просьбой вернуть книги, но он всегда отвечал, что они якобы в сохранности. Обещал, как будет время, он их мне привезёт», — отметил Евгений.
В коллекции, уверяет мужчина, было больше пяти тысяч книг. Сибиряк хранил литературу для внучки. В мае 2025 года бывший зять привёз ему одну коробку книг и заявил, что других у него нет. Сегодня Евгений сетует, что передавал книги человеку, которого считал членом семьи, а фиксировать передачу имущества или делать опись у него и в мыслях не было.
«В библиотеке были сочинения русских и советских классиков, английская и американская литература. Всё в собраниях сочинений. Книги на английском языке, энциклопедии, старинные книги по этнографии, Аристотель, Платон, много книг из серии „Литературные памятники“, сказки, и многое другое. Эти книги — моя жизнь. Мне причинена такая боль, которую даже сложно описать. Может у него совесть проснётся», — сокрушается мужчина.

Евгений коллекционировал собрания сочинений известных авторов, чтобы потом передать библиотеку внучке
Евгений ещё не обращался в полицию, надеясь, что конфликт удастся урегулировать мирно.
Бывший зять Евгения Александр в телефонном разговоре с корреспондентом НГС заявил, что не намерен ничего комментировать.
«Вот вы с мужчиной разговаривайте, и пусть он вам всё объясняет. Пишите, что хотите. Пусть идёт в полицию, если считает, что я у него книги украл», — заявил бывший родственник Евгения.
«Успех зависит от доказательств»
Юрист Алексей Аржанников отметил: если библиотека представляет имущественную ценность, собственнику следует обратиться в правоохранительные органы. В зависимости от результатов проверки, полиция может возбудить дело по статье «Кража» или по статье «Умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества».
«Если обращение в полицию не принесет результатов, можно рассмотреть возможность обращения в суд об истребовании имущества из чужого незаконного владения. Ещё вариант — подать иск о взыскании ущерба, причиненного уничтожением имущества», — отметил Алексей Аржанников.
При этом юрист акцентировал, что успех обращения в полицию или в суд будет зависеть от подробной описи, какое именно имущество передали на хранение и что было в составе домашней библиотеки. Неплохо ещё было бы привести доказательства своих слов: ими могут быть показания свидетелей, видеозаписи, фотографии.
«Ни суд, ни полиция не могут руководствоваться лишь словами собственника книг о том, какие именно экземпляры были в библиотеке в момент передачи её на хранение. Это справедливо и разумно. Также граждане должны понимать, что нужно с разумной ответственностью относиться к сохранности собственного ценного имуществ», — добавил спикер.
Юрист подчеркнул, что когда передаёшь ценное имущество, пусть даже родственникам или друзьям, нужно фиксировать, что именно передал и кому. Простая запись на видео с устным описанием предметов, может впоследствии стать минимально допустимым доказательством и упростить его возврат, резюмировал эксперт.
Ранее НГС писал о том, что десятки книг выбросили на мусорку в Академгородке. Среди них были тома Пушкина и Лермонтова. Очевидица утверждает, что нашла около 150 экземпляров.