Гигантский лофт «Подземка» под Красным проспектом, ранее известный только диггерам, окончательно стал доступен всем желающим. 3 февраля в огромном подземном помещении, примыкающем к станции метро «Заельцовская» открылась большая художественная выставка под названием «Без дна» — а дальше будут концерты и спектакли. Корреспондент НГС.АФИША изучила, что происходит в новом культурном пространстве под Новосибирском.
Подземный бетонный зал, примыкающий к станции метро «Заельцовская» и построенный одновременно с ней в начале 1990-х годов, с того времени пустовал и был известен только диггерам. Они называли это место «Белым Моллом». То, что помещение двухуровневое, придает ему сходство с заброшенной станцией метро, — но вопреки городским легендам, оно изначально не имело никакого отношения к инфраструктуре метро и давно находится в частных руках. Когда-то в нем хотели открыть торговый центр.
Впервые для публики «Подземка» открылась в ноябре прошлого года — больше тысячи человек отплясывали в дымном подземелье под техно на хэллоуин-вечеринке. Организаторы первой вечеринки тогда говорили, что то мероприятие было пробой, чтобы понять, какие перспективы у «Подземки». После этого в «Подземке» устроили вечеринку на Новый год — тоже популярную — но уже без шарма нелегального рейва в потайном месте.
Теперь владельцы «Подземки» ищут для нее арендаторов, чтобы развести внизу обычную культурную жизнь образца семнадцатого года: кофейни, магазинчики, хипстерские цирюльни, кальянные, квесты и прочее...
… а пока — открыли огромную выставку: больше сотни картин примерно десятка художников.
На открытие выставки «Без дна» пришли очень разные люди: от типичных для подобного события студентов до пенсионеров и семей с детьми и совсем уж неожиданных посетителей — вроде компании молодых людей в спортивных костюмах, стремительно покинувших мероприятие, громко выражая несогласие с его эстетикой.
Выставка работает в двух режимах: обычном светлом (с 18:00 до 21:00) и темном (с 21:00 до 23:30).
Темный режим означает осмотр экспозиции в полной темноте с помощью мобильников, фонариков и т. п. Впрочем, полной темноты в «Подземке», скорее всего, не бывает — немного света всегда проникает через стеклянные пирамидки, торчащие из аллеи на Красном проспекте.
Куратор выставки Евгений Малков, комментируя подборку художников, объясняет, что художники «сошлись на зов, кого звезды привели, тот и попал, с некоторым отсевом тех, кто не попал в настроение, которое задает "Подземка" и тема бездны». «Это такой крик в бездну», — поясняет он, оглядывая экспозицию. Выставку, по его словам, организовало новое сообщество «Центр эмоционального творчества "Крик"», в которое вошли «не столько художники, сколько люди, как раз к художественному творчеству ранее отношения не имевшие — психологи, музыканты, предприниматели».
Выставка из работ преимущественно художников-любителей, на взгляд корреспондента НГС.АФИША, действительно выглядит довольно случайной и местами наивной подборкой...
… Некоторые художники почти пугающе плодовиты. Например, Николай Марци, работающий, судя по его сайту, топ-менеджером по рекламе и дизайнером, а живописью занимающийся в свободное время, обильно рисует то в стиле Дали, то в стиле обложек фэнтези-романов, то в стиле религиозной живописи.
«Эмо Мадонна» Николая Марци. На каждой картине — бирка с телефоном по вопросам продажи.
Художник под псевдонимом Мел изобразил библейский сюжет о Саломее с головой Иоанна Крестителя в духе поп-арта.
Инсталляция Ивана Качесова: в ящике с опилками лежит «кыштымский карлик».
К инсталляции прилагается сопроводительный текст о страдающей психическим заболеванием пенсионерке, которая нашла в лесу странное существо и назвала его Алешенькой.
На открытии выставки был и интерактив: гостям предложили коллективно написать картину маслом. «Сейчас будет шедевр», — говорит этот мужчина, нанося мазки, — его спутница хохочет.
«Подземка» перехватила формат у переставшего быть на слуху лофта TRAVA — первого подобного места в городе, которое открылось в руинах шоколадной фабрики на Фрунзе 3 года назад. Там тоже старались развести у себя художников, танцевальные студии и прочее искусство, чтобы получилось что-то вроде питерских «Этажей» или берлинских сквотов. Какое-то время TRAVA казалась одним из самых живых и интересных мест в городе. Но потом как-то заглохла: под жалобы арендаторов о том, что такому формату трудно существовать, когда люди не забредают в него случайно. Дело в том, что от улицы Фрунзе руины фабрики отделял автосервис такого брутального вида, что даже тем, кто знал куда идет, было трудно решиться свернуть в эти индустриальные дебри.
Что-то подобное планируется устроить и в «Подземке». Из уже объявленных потенциальных арендаторов — в феврале в «Подземке» планируется открыть филиал танцевальной школы Dimirano.
Неясно, насколько перспективно будет арендаторам сидеть в «Подземке», но она действительно хороша для больших тусовок типа концертов или рейвов, которые снова входят в моду, как и многое другое из 1990-х.
25 февраля сюда, например, привезут питерский drum&bass фестиваль «Пиратская станция».
На открытие выставки, по оценкам организаторов, пришло около 200 человек.
Любовь Михайловна пришла на открытие выставки из соседнего с «Подземкой» дома и говорит, что, как и ее соседи, очень довольна, что тут «наконец-то что-то интересное происходит, и есть, куда сходить прямо рядом с домом».
Спокойствие жильцов окружающих домов на массовых мероприятиях, кстати, оберегают тем, что запрещают выходить и возвращаться по одному и тому же билету, чтобы избежать шумных тусовок вышедших на улицу для перекуров.
Так выглядит вход в «Подземку» — Красный проспект, 161, к1.
Выставка «Без дна» в «Подземке» проработает до 25 февраля (вход — 50 руб.). Как часть выставки в феврале пройдут еще и несколько концертов, поэтический вечер и другие события.
Фото автора