
Поделиться
Как только пригревает солнце, центр Новосибирска превращается в совсем другой город: подогретые люди двигаются ленивее, оседают на лавочках и ищут развлечений под открытым небом. Из-под земли — в прямом и переносном смысле — вылезают уличные музыканты: летним или весенним вечером они могут играть буквально на каждом углу, перекрывая друг друга. Корреспонденты НГС.АФИША прогулялись вечером пятницы по центру Новосибирска и составили по нему музыкальный гид: от Radiohead и глюкофона до регги и «Катюши».
Праздно гуляющие и музыканты тянутся к самой симпатичной и насыщенной жизнью улице в центре — Ленина. Один из непременных персонажей здесь — «дедушка с баяном», играющий каждый день, примерно с полудня и часов до шести, напротив «Универсама». Играет «Катюшу» и другие песни советского времени и торжественно представляется: «Перед вами выступал баянист-профессионал Веретенников Владимир Андреевич: 5 лет музыкальной школы, 4 года музучилища, 5 лет консерватории и более 50 лет практики. Вашему покорному слуге исполнилось 2 раза по 35, и, к сожалению, пятый год я на инвалидности. Врачи сказали, что нужно тренировать локоть, поэтому я прихожу сюда и так помогаю себе и даю людям возможность послушать нашу русскую классику». Советское ретро Владимира Андреевича популярно у типичных обитателей этих мест — молодых людей с бородами и стаканчиками кофе, — проходя мимо, они дисциплинированно нагибаются к его коробочке. «Я прихожу сюда не зарабатывать и денег не прошу, а то, что люди копеечку кладут — так это они благодарят, — и им спасибо», — улыбается он.
Вечером в аллее за краеведческим музеем в Первомайском сквере появляется Максим Нострик, играющий ладонями на инструменте, больше всего похожем на неопознанный летающий объект. Максим играет собственную музыку на глюкофоне или Sibiria (разработанный в Кемерово аналог ханга — изобретенного в 2000 году в Швейцарии металлического барабана; ханг зарегистрирован как торговая марка и породил десятки подражателей) — и одновременно рекламирует эти инструменты. В Первомайском сквере играет пару-тройку раз в неделю. Несмотря на то что это — негромкая и вроде бы не самая цепкая музыка, в ней есть что-то гипнотизирующее — и прохожие как-то залипают перед Максимом. Тут корреспондент НГС.АФИША вспоминает такой занимательный факт о ханге: в фильме «Интимные места» звучание ханга использовали как раскрывающее одну из главных тем фильма — тему урбанистического одиночества современного человека.
…тем временем в начале ул. Ленина на углу красного куба Госбанка певец из Барнаула Андрей Бессонов поет хит Rolling Stones «Ruby Tuesday», затем «Karma Police» Radiohead, а потом «Losing My Religion» R.E.M. «Полиция кармы, арестуйте эту девушку, меня тошнит от ее гитлеровской прически, вот что будет, если свяжешься с нами», — поет Андрей так отчаянно, что, кажется, даже Том Йорк посоветовал бы ему так не убиваться.
За углом здания Госбанка компания студентов поет песни Земфиры, «Сплина», «Города 312» и т.д. — и, кажется, они получают от этого удовольствие больше всех. Через дорогу от них музыкальный режим совсем другой: на балконе «Аркады» диджей из клуба Posh традиционно устраивает что-то вроде пятничной препати. Сама площадка перед «Аркадой» позже станет одним из самых копошащихся до глубокой ночи разнообразной и часто таинственной жизнью мест в центре — и одним из самых популярных мест для уличных музыкантов.
Еще одно в высшей степени культурное место — у фонтана в Первомайском сквере. Когда начинает темнеть, катающих публику верблюда и пони сменяет кавер-группа Kim Street, играющая преимущественно русский рок. Интересующимся вручают визитки. Вообще видно, что для уличных музыкантов, кроме веселящихся студентов-шляпников, улица — это такое место самопрезентации и заведения деловых знакомств.
…в середине Первомайского сквера обнаруживается самый живой концерт вечера — рыжий мужчина в тельняшке и смешной шапочке за барабанами и его спутница с гитарой играют песню группы «Кино» с несвойственной этой самой группе расхлябанностью и бесшабашностью. Дуэт, который называет себя «Изылы Собачко», играет в центре несколько вечеров в неделю — обычно на площадке напротив «Аркады» или возле «Ростелекома». Говорят, что на улице только подзарабатывают, а больше любят выступать на фестивалях вроде «Янкиного дня»; относят себя к сибирскому року, «который не равен русскому».
Кто-то подносит барабанщику банки пива, дети прыгают, парочки обнимаются — короче, вокруг «Собачко» настоящее лето.
Елена Полякова
Фото и видео Густаво Зырянова