NGS
Погода

Сейчас-1°C

Сейчас в Новосибирске

Погода-1°

ясная погода, без осадков

ощущается как -4

1 м/c,

вос.

761мм 82%
Подробнее
0 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Реклама
Развлечения Башни и подземелья (фоторепортаж)

Башни и подземелья (фоторепортаж)

Репортаж с экскурсии по таинственному режимному объекту, на которую записываются за месяц

Экскурсии по городу для горожан Музей города Новосибирска запустил летом 2014 года (примерно тогда же и другие экспериментировали с форматом). Ранее такой возможности почувствовать себя туристом в родном городе у новосибирцев особо не было. Это новое модное развлечение связано сразу с двумя большими тенденциями. Во-первых, жителям Новосибирска вообще сильно не хватает городской мифологии и истории. Во-вторых, всевозможное самообразование стало популярным развлечением, а информация — очень модным для потребления веществом; это теперь — в некоторых кругах, по крайней мере, — как раньше выпивка и танцы. Сотрудники Музея города Новосибирска водят с десяток летних экскурсий (ранее НГС.АФИША писала об экскурсиях по купеческим кварталам и по «кварталу НКВД»); теперь добавились три зимних, включая и экскурсию «по подземельям и башням вокзала Новосибирск-Главный».

Музей города Новосибирска добавил к своим многочисленным экскурсиям по городу три «теплые зимние» экскурсии — по подземному книгохранилищу ГПНТБ, по оранжереям Ботсада Академгородка и по закулисью главного вокзала. Экскурсии пользуются большой популярностью: до конца марта все места в группах уже расписаны. Корреспонденты НГС.НОВОСТИ присоединились к экскурсии по зданию вокзала Новосибирск-Главный — прогулке с возможностью попасть в закулисье вокзала, куда просто так не пускают.

Экскурсия собирается в переходе метро «Площадь Гарина-Михайловского» (экскурсовод напоминает, что у привокзальной станции — самый низкий пассажиропоток в городе; меньше только на «Маршала Покрышкина») и поднимается на площадь. Отвлекаясь от экскурсии, скажем, что привокзальная площадь сама по себе (если посмотреть на нее отстраненными глазами постороннего, с любопытством изучающего кипение жизни и кочевание таборов, бродяг, торговцев и воришек в каком-нибудь экзотическом месте) — одно из самых любопытных и живых мест в Новосибирске, где очень интересно погулять с фотоаппаратом, например, и понаблюдать за людьми. И заметить, в частности, что у каждой из бродящих по вокзальной площади собак есть своя крыша и покровитель среди торговцев и проворачивающих какие-нибудь квартирно-ломбардные дела обитателей привокзалья.
…Но вернемся к экскурсии, которая довольно быстро уходит внутрь здания вокзала, успев отметить, что новосибирский вокзал критикуем архитекторами за то, что не просматривается целиком с площади: его первый этаж находится ниже ее уровня. Здание вокзала Новосибирск-Главный начали проектировать в 1929 году — тогда еще в духе конструктивизма, но после изменения линии партии на имперскую пышную архитектуру взорвали уже построенные фундаменты — и к 1939 году построили нынешний вокзал.
Арочное перекрытие в 1932 году спроектировал архитектор Николай Васильевич Никитин, впоследствии разработавший фундаменты и конструкции главного здания МГУ, монумента «Родина-мать» в Волгограде и Останкинской телебашни.
Следующий пункт экскурсии — зал ожидания повышенной комфортности с зимним садом. Экскурсовод рассказывает, что изначально железнодорожному зимнему саду продавать растения отказался Ботсад, сочтя это жестоким обращением с пальмами, — из-за недостатка света; в итоге подобрали неприхотливые. В зимнем саду вокзала работают два настоящих садовника.
Изначально экскурсия включала осмотр подземных транзитных путей для грузов, но потом на вокзале вспомнили, что у них режимный объект, и сократили программу.
Экскурсовод много рассказывает о бытовых тяготах свежепостроенного (да и потом) ампирного и торжественного вокзала, — например о буфете, где селедку буфетчица накладывала голыми руками и посетителям вилок тоже не полагалось, «чтобы не растащили».
Экскурсия направляется в малоизвестные уголки вокзала. Во-первых, поднимается в 8-этажную башенку вокзала, в которой расположена вокзальная гостиница. Отсюда открывается вид на пути и поворот Транссиба на восток. Во-вторых, заходит в конкорс — надземный переход над путями. Напоследок экскурсанты осматривают стоящий возле путей в стеклянной коробке макет паровоза «Проворный» — английского паровоза, с которого в 1837 году началась история железных дорог общего пользования в России: он открыл движение по Царскосельской железной дороге.
К сожалению, экскурсия по вокзалу оказывается наименее интересной из (вообще-то обычно круто сделанных) экскурсий музея Новосибирска — в ней маловато человеческой бытовой истории (которая, собственно, и привлекает в экскурсиях) и многовато официоза. Особенно отчаянно скучают (при осмотре таблички о побратимстве с корейским вокзалом, например) дети в публике.
Финальный пункт экскурсии — музей истории Западно-Сибирской железной дороги. Один из тех отраслевых музеев города, о существовании которых знают далеко не все, — а туда можно попасть просто так — и есть что посмотреть. Музей находится возле вокзала в построенном в 1920-е годы конструктивистском здании (памятнике архитектуры), где раньше размещался ДК «Транспортник» — предшественник ДКЖ. Здесь много любопытных артефактов (например, старинная униформа железнодорожников), фотографий (от старых видов города до портретов женщин-машинистов в военное время). Есть немецкий действующий макет железной дороги (на фото).
«Всех к нам сюда в Сибирь!» — сотрудница музея с энтузиазмом демонстрирует кандалы каторжников.
Следующие экскурсии по вокзалу пройдут 5 и 19 марта. Стоимость экскурсии — 250 руб. с человека. Нужна предварительная регистрация по телефону (указанному на сайте Музея города Новосибирска). Можно заказать индивидуальную экскурсию для группы от 20 человек.
Елена Полякова

Фото Александра Ощепкова, фото 4, 11, 12 — автора
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления