На прошлой неделе в Новосибирске выступил проект Little Big, который почитатели в России и за ее пределами называют то funeral rave (т.е. «похоронным рейвом»), то «ответом Die Antwoord из русской психушки», то «трэш-шапито», то еще как-нибудь. Название же проекта напоминает, что кроме участников обычного роста в Little Big всегда присутствуют одна или две вокалистки-лилипуты — которых корректнее называть «маленькими людьми». Little Big прославлены своими дикими, изощренными и издевательскими — над абсурдом страны и мира — клипами. Впрочем, как выяснилось, у них есть еще и бешеная энергетика живого выступления, которую видео в полной мере не передают.
Проект Little Big из Санкт-Петербурга прославился в 2013 году клипом «Everyday I'm Drinking», собравшим тогда за 2 недели 2 млн просмотров. Под плясовую электронику и привязчивый запой на английском в клипе ухмылялся страшный клоун в милицейской шапке, развевался флаг, сделанный из советского, американского и российского, томились девушки в балаклавах, струилась водка, насиловали медведя. После этого у Little Big были еще, например, зомби-клип «Life in da trash»: монохромное кино про руины цивилизации, населенные зомби с копошащимися во ртах червями. А также — клип «Kind Inside, Hard Outside», в котором Путин и Обама бьются на ринге без правил под мрачными взглядами телезрителей. И хэллоуинский физиологический хоррор про мертвого единорога, в котором каждый, кто боится клоунов, найдет подтверждение своим самым ужасным догадкам о том, чем балуются на досуге эти пудреные создания с жуткой ухмылкой. И так далее.
После подготовки территории вирусом «Everyday I'm Drinking» коллектив успешно покатался по европейским ночным клубам и фестивалям — и вообще оброс почитателями за пределами России.
Little Big постоянно сравнивают с южноафриканским рэп-рейв-проектом Die Antwoord, тоже эксплуатирующим дикости своей родины (если вы не интересуетесь такой музыкой, вы могли видеть участников Die Antwoord — в их собственных амплуа и шмотках — в фильме «Робот по имени Чаппи»: это они крадут Чаппи и программируют его под гопника).
Музыкальное подразделение журнала Vice, например, назвало Little Big «ответом Die Antwoord из русской психушки»; к тому же Little Big как-то выступали у модных южноафриканцев на разогреве.
Вообще, если присмотреться, то Little Big — не столько музыкальная группа, сколько мультимедийный арт-проект с плавающим составом людей из разных искусств. Фронтмен группы Илья Прусикин больше всего известен своими шоу на YouTube «Шоу Гаффи Гафа» и «Великая Рэп Битва» (там, в частности, можно увидеть, как он читает рэп в гриме Сталина — и других исторических и современных персон). Также в Little Big постоянно присутствуют миниатюрная артистка Олимпия Ивлева, Сергей Макаров из группы Jane Air и Клоун.
В интервью они неизменно объясняют, что не ненавидят родину, а пытаются сатирой заставить людей задуматься о том, как они живут, — и соответственно сделать эту жизнь получше. В текстах же песен грубо подпинывают милитаризм и прочие уже не только российские, но и мировые пороки.
На живом концерте сатирическая сторона, впрочем, отходит в сторонку — зато на первый план выходит совершенно цыганская или панковская дикая энергетика Little Big.
Выступать в Новосибирске «большие маленькие» вначале должны были во вроде бы похороненном, но не упокоившемся до конца клубе Rock City (там они играли в прошлом году). Билеты стоили 1000–1200 руб. Но в последний момент концерт перенесли в afterparty-бар «Неспящий Frankie» на Ядринцевской — и публики пришло ровно столько, чтобы набить Frankie плотно. Всего около полутора-двух сотен человек, преимущественно раннестуденческого возраста на вид, готовых прыгать и кричать хором песни Little Big на интернационально простом английском на актуальные темы («После великолепных выходных приходит понедельник, кот нагадил в кроссовки, и ты спрашиваешь себя: что за гребаный день?», «Свобода, мы все будем свободны, расправь крылья и лети, нет ничего такого, за что стоило бы умирать»).
Little Big обрушиваются на эту публику вначале всем своим танцевально-музыкальным напором, а потом, ближе к концу, и в прямом смысле — прыжками в толпу. Вокалист группы Илья Прусикин, весь в наколках медвежьих лап и прочем фольклоре, похож на районного фюрера в экстазе. С его усов капает пот, он все время повторят «Это Сибирь, но здесь … (специфическое слово, означающее «очень», «в высшей степени») как жарко, вы очень жаркие». В зале действительно быстро устанавливается мокрая банная атмосфера, а публику в первых рядах можно выжимать. Вокалистка Олимпия, триумфально улыбаясь алыми губами, танцует в черном трико, стоя на колонке, и поет, держась за ручки с поклонниками. В середине концерта все хором зовут «… (специфическое слово, означающее: «зловредный, неприятный, сексуально активный, агрессивный, отвратительный») клоуна». И клоун в синих патлах и патриотической форме появляется — и заводит пластинку про мертвую однорогую лошадь.
Пластинку Little Big вот-вот сменят — у них скоро выйдет новый альбом, и они напоследок играют старую программу, доводя публику до особенного угара главным хитом, с которым и пришли к успеху: «Это гребаная русская душа, наша страна в глубоком дерьме, йоу, но я люблю ее! Нет будущего, это Россия, сучка! Каждый день бухаю, каждый день бухаю, бухаю каждый день!».