8 мая суббота
СЕЙЧАС +16°С

Барби и Денди (фоторепортаж)

10 вещей, которые обязательно были — хотя бы в мечтах — у каждого ребенка 1990-х годов

Поделиться

Юлия Алтухова и Елизавета Дрёмова, фотографы и выпускницы НГУ (сами рожденные в начале 1990-х), придумали «Разлом» в 2013 году, а снимали в 2014–2015-м — все больше убеждаясь, что попали в тенденцию и тема 1990-х (кризиса, перемен) все более актуальна. «Разлом» состоит из документального получасового фильма; крупных портретов героев фильма; россыпи по углам всякого антуража, взывающего к личной памяти: фоточки и фишечки, куклы Барби и жвачки «Love is…», кассеты и дискеты.

Юлия Алтухова и Елизавета Дрёмова, фотографы и выпускницы НГУ (сами рожденные в начале 1990-х), придумали «Разлом» в 2013 году, а снимали в 2014–2015-м — все больше убеждаясь, что попали в тенденцию и тема 1990-х (кризиса, перемен) все более актуальна. «Разлом» состоит из документального получасового фильма; крупных портретов героев фильма; россыпи по углам всякого антуража, взывающего к личной памяти: фоточки и фишечки, куклы Барби и жвачки «Love is…», кассеты и дискеты.

Поделиться

Суть и центр проекта — именно фильм (помимо открытия его покажут еще 2 декабря и на закрытии выставки 6 декабря — в 19:00). Фильм смонтирован из разговоров с 13 героями и героинями из Новосибирска, Томска, Барнаула, Санкт-Петербурга, Читы, Бердска. В интервью люди 1985–1991 годов рождения рассуждают о себе, временах своего детства и о том, что будет с родиной и с нами. Они вспоминают, как 3 года назад почувствовали себя поколением, когда вместе вышли на митинги протеста, — но потом разочаровались. «Все, что мы можем, — это воспитывать новое поколение. В отношении политики я уже поняла, что ничего не решаю», — говорит одна героиня. «Видишь, как кто-то выжигает кнопки в лифте, — дай в глаз тому, кто это сделал», — поддерживает другой герой.

Суть и центр проекта — именно фильм (помимо открытия его покажут еще 2 декабря и на закрытии выставки 6 декабря — в 19:00). Фильм смонтирован из разговоров с 13 героями и героинями из Новосибирска, Томска, Барнаула, Санкт-Петербурга, Читы, Бердска. В интервью люди 1985–1991 годов рождения рассуждают о себе, временах своего детства и о том, что будет с родиной и с нами. Они вспоминают, как 3 года назад почувствовали себя поколением, когда вместе вышли на митинги протеста, — но потом разочаровались. «Все, что мы можем, — это воспитывать новое поколение. В отношении политики я уже поняла, что ничего не решаю», — говорит одна героиня. «Видишь, как кто-то выжигает кнопки в лифте, — дай в глаз тому, кто это сделал», — поддерживает другой герой.

Поделиться

<b>Музыка на кассетах</b> — то, что помнят все, кто хотя бы чуть-чуть застал 1990-е, вместе с которыми кассеты и закончились, отправившись тоннами на помойки. «Руки вверх!» и «Иванушки International». Русский рок и нерусский хаус. Slayer и Nirvana. Radiohead и Red Hot Chili Peppers. Музыкальный центр на фото мог переписывать музыку с одной кассеты на другую, а мог записывать с радио, — и обе эти функции были немаловажными. Радио и телевидение вообще играют в жизни детей 1990-х большую роль. Диджеи на радио и виджеи на MTV — настоящие суперзвезды того времени. Не иметь дома телевизора — настоящая экстравагантность или настоящий аскетизм, — не то что нынче.

Музыка на кассетах — то, что помнят все, кто хотя бы чуть-чуть застал 1990-е, вместе с которыми кассеты и закончились, отправившись тоннами на помойки. «Руки вверх!» и «Иванушки International». Русский рок и нерусский хаус. Slayer и Nirvana. Radiohead и Red Hot Chili Peppers. Музыкальный центр на фото мог переписывать музыку с одной кассеты на другую, а мог записывать с радио, — и обе эти функции были немаловажными. Радио и телевидение вообще играют в жизни детей 1990-х большую роль. Диджеи на радио и виджеи на MTV — настоящие суперзвезды того времени. Не иметь дома телевизора — настоящая экстравагантность или настоящий аскетизм, — не то что нынче.

Поделиться

<b>Анкеты.</b> Посетительницы выставки Анжелика, специалист по туризму, и Татьяна, аналитик, из того времени помнят, как делали и передавали друг другу разрисованные сердечками тетради с вопросами про любимую музыку, еду и житейские воззрения, а также попытками флирта. Это заменяло школьникам того времени все соцсети.

Анкеты. Посетительницы выставки Анжелика, специалист по туризму, и Татьяна, аналитик, из того времени помнят, как делали и передавали друг другу разрисованные сердечками тетради с вопросами про любимую музыку, еду и житейские воззрения, а также попытками флирта. Это заменяло школьникам того времени все соцсети.

Поделиться

<b>Вафли Koukou Roukou.</b> А также — батончики Mars и Snickers, печенье Wagon Wheels и газировка Doctor Pepper. Многие популярные тогда продукты совершенно исчезли — вот, например, шоколадные вафли греческого производства Koukou Roukou с вкладышами-наклейками, которые полагалось наклеивать в альбом (на фото). Еще несколько лет назад представители ностальгирующего и предприимчивого поколения пытались ими приторговывать онлайн, но теперь вафли из детства вообще сняты с производства.

Вафли Koukou Roukou. А также — батончики Mars и Snickers, печенье Wagon Wheels и газировка Doctor Pepper. Многие популярные тогда продукты совершенно исчезли — вот, например, шоколадные вафли греческого производства Koukou Roukou с вкладышами-наклейками, которые полагалось наклеивать в альбом (на фото). Еще несколько лет назад представители ностальгирующего и предприимчивого поколения пытались ими приторговывать онлайн, но теперь вафли из детства вообще сняты с производства.

Поделиться

<b>Жевательная резинка «Love is…».</b> Ребенок 1990-х постоянно жует и копит. Жует жвачку и копит вкладыши из нее. Моралистические комиксы о том, что такое настоящая любовь, в 1960-е начала рисовать новозеландская художница Ким Касали — это были ее письма к мужу. В 1975 году Ким перестала работать, чтобы проводить больше времени с мужем, умиравшим от рака, — и передала дела другому художнику — англичанину, который рисует картинки «Любовь это…» до сих пор. Невероятной славы в России 1990-х эти комиксы достигли благодаря турецкому производителю, придумавшему печатать их на вкладышах для жвачек с двойным вкусом (самый популярный — клубнично-банановый), символизирующим любовь двух фруктов. Жвачки про любовь выпускаются до сих пор и в последнее время снова продаются в России. Если, конечно, их не коснутся санкции.

Жевательная резинка «Love is…». Ребенок 1990-х постоянно жует и копит. Жует жвачку и копит вкладыши из нее. Моралистические комиксы о том, что такое настоящая любовь, в 1960-е начала рисовать новозеландская художница Ким Касали — это были ее письма к мужу. В 1975 году Ким перестала работать, чтобы проводить больше времени с мужем, умиравшим от рака, — и передала дела другому художнику — англичанину, который рисует картинки «Любовь это…» до сих пор. Невероятной славы в России 1990-х эти комиксы достигли благодаря турецкому производителю, придумавшему печатать их на вкладышах для жвачек с двойным вкусом (самый популярный — клубнично-банановый), символизирующим любовь двух фруктов. Жвачки про любовь выпускаются до сих пор и в последнее время снова продаются в России. Если, конечно, их не коснутся санкции.

Поделиться

<b>Кукла Барби</b> — в США выпускается уже полвека и б&#243;льшую часть этого времени была предметом вожделения одних и обличительства других (как прививающая девочкам неадекватные требования к своей внешности, потребительскую горячку и патриархальные представления о роли женщины). В России Барби — героиня исключительно 1990-х: те, кто старше, довольствовались советскими пупсами, а те, кто младше, — переключились на Bratz и прочих. В 1990-е Барби могли себе позволить далеко не все — те, кто не мог, довольствовался довольно уродливыми китайскими и отечественными вариациями с негнущимися руками и ногами. Выросшие девочки того времени теперь иногда заходят в игрушечный магазин, чтобы удовлетворенно подумать, что могли бы скупить всех этих чертовых кукол.

Кукла Барби — в США выпускается уже полвека и бóльшую часть этого времени была предметом вожделения одних и обличительства других (как прививающая девочкам неадекватные требования к своей внешности, потребительскую горячку и патриархальные представления о роли женщины). В России Барби — героиня исключительно 1990-х: те, кто старше, довольствовались советскими пупсами, а те, кто младше, — переключились на Bratz и прочих. В 1990-е Барби могли себе позволить далеко не все — те, кто не мог, довольствовался довольно уродливыми китайскими и отечественными вариациями с негнущимися руками и ногами. Выросшие девочки того времени теперь иногда заходят в игрушечный магазин, чтобы удовлетворенно подумать, что могли бы скупить всех этих чертовых кукол.

Поделиться

<b>Кризис, девальвация, поездки на картошку.</b> «Наше поколение более рассудительно, — говорит одна из героинь фильма «Разлом». — Я, например, помню голодное детство».

Кризис, девальвация, поездки на картошку. «Наше поколение более рассудительно, — говорит одна из героинь фильма «Разлом». — Я, например, помню голодное детство».

Поделиться

<b>Свобода.</b> Поколение 1990-х оказалось первым и, возможно, последним за всю историю страны, воспитанным совершенно без всякой идеологии или, говоря современным новоязом, скреп. Да что там скреп — даже государственного гимна толком не было.

Свобода. Поколение 1990-х оказалось первым и, возможно, последним за всю историю страны, воспитанным совершенно без всякой идеологии или, говоря современным новоязом, скреп. Да что там скреп — даже государственного гимна толком не было.

Поделиться

<b>Игровая приставка</b> Sega Megadrive II (на фото) не стала нарицательным именем для атрибута счастливого детства, а вот Dendy — выпускавшийся на Тайване неофициальный дешевый клон приставки Nintendo — стала. Если кто-то утверждает, что провел детство в 1990-е в Новосибирске, но не может напеть рекламную песенку про «Денди» из магазина «Алькор», — значит, это наверняка шпион с фальшивой биографией. Ностальгический магазин, кстати, несколько лет назад вновь открылся между вокзалом и ЦУМом.

Игровая приставка Sega Megadrive II (на фото) не стала нарицательным именем для атрибута счастливого детства, а вот Dendy — выпускавшийся на Тайване неофициальный дешевый клон приставки Nintendo — стала. Если кто-то утверждает, что провел детство в 1990-е в Новосибирске, но не может напеть рекламную песенку про «Денди» из магазина «Алькор», — значит, это наверняка шпион с фальшивой биографией. Ностальгический магазин, кстати, несколько лет назад вновь открылся между вокзалом и ЦУМом.

Поделиться

<b>Вечное детство.</b> Родившиеся в 1980-е и позже — это первое поколение, которое затем назовут кидалтами. «Меня меньше волнует квартира, машина, холодильник, дача. И больше — то, какие я впечатления от жизни получу», — говорит одна героиня фильма. Другая размышляет о том, что ощущение своей взрослости — «чисто техническое». Их родители точно знали, что с окончанием вуза и поступлением на работу они стали взрослыми, и не задавались вопросами на этот счет, — а их дети покупают игрушки, смотрят мультики — и периодически ловят себя на удивлении, что работают начальниками и путешествуют в одиночку.

Вечное детство. Родившиеся в 1980-е и позже — это первое поколение, которое затем назовут кидалтами. «Меня меньше волнует квартира, машина, холодильник, дача. И больше — то, какие я впечатления от жизни получу», — говорит одна героиня фильма. Другая размышляет о том, что ощущение своей взрослости — «чисто техническое». Их родители точно знали, что с окончанием вуза и поступлением на работу они стали взрослыми, и не задавались вопросами на этот счет, — а их дети покупают игрушки, смотрят мультики — и периодически ловят себя на удивлении, что работают начальниками и путешествуют в одиночку.

Поделиться

<b>Жизнь без интернета.</b> Но как бы рожденные в 1980–1990-е ни смешивались с подростками, есть одна вещь, которая их отличает: они видели мир без мобильных телефонов и интернета (технически и то, и другое уже было, но доступ к ним был не у всех) — короче, совсем другой мир. А нынешний весь возник у них на глазах.

Жизнь без интернета. Но как бы рожденные в 1980–1990-е ни смешивались с подростками, есть одна вещь, которая их отличает: они видели мир без мобильных телефонов и интернета (технически и то, и другое уже было, но доступ к ним был не у всех) — короче, совсем другой мир. А нынешний весь возник у них на глазах.

Поделиться

Елена Полякова
Фото Ольги Бурлаковой

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ1

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Новосибирске? Подпишись на нашу почтовую рассылку

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!

Загрузка...
Загрузка...