25 октября воскресенье
СЕЙЧАС +0°С

«Элементарные частицы»: утопленный Академгородок

Спектакль об Академгородке в «Старом доме» — самое унылое зрелище за последний год

Поделиться

До своей премьеры 21 ноября «Элементарные частицы» были, пожалуй, наиболее ожидаемой постановкой «Старого дома» в 81-м театральном сезоне. Режиссер Семен Александровский обещал Новосибирску эксклюзивную постановку. Биографию Академгородка, ужатую до размеров, приемлемых обывателю. Но вместо этого получилось короткое нечто без сюжета, без героев, без актерской игры.

«Элементарные частицы» позиционируются как документальный театр — в основу сценического произведения легли биографические и этнографические исследования с минимальной художественной обработкой. Исследований этих набралось аж на три эпизода общей протяженностью чуть больше часа.

Начало спектакля задержали: гости из Академгородка пытались победить 10-балльные пробки. На сцене между тем высились голые стволы сосен (странно, что без белок) и мебель советской эпохи. Спустя минут десять появились пять действующих лиц с не до конца понятным статусом. Яна Балутина, Анатолий Григорьев, Сергей Дроздов, Олеся Кузьбар и Тимофей Мамлин исполняют роли то ли будущих великих ученых — первопроходцев СО РАН, то ли разделившийся на части высший разум.

Монотонными голосами дикторов советского радио пятерка ведет рассказ о резервации ученых, которую они создадут под Новосибирском. «Это будет альтернатива ГУЛАГу… мы так нарисуемся, что нас не сотрешь», — объявляют герои. По сути, на сцене ничего не происходит, но выносливость актеров заслуживает похвалы. Сначала они, как куклы, сидят, почти не шевелясь, потом натягивают плащи и отправляются под дождь. Под шум воды, который создает иллюзию хоть какого-то действия, опять же монотонно и скучно звучат протоколы допросов ученых-диссидентов.

По неведомой причине утопия рухнула, в городе-саду завелись вольнодумцы. В частности, группа научных сотрудников и преподавателей НГУ подписала «Письмо 46-ти», требуя гласности судебного процесса над обвиненными в антисоветской агитации. История эта вполне реальна, — хоть и малоизвестна в силу своей локальности.

Предпремьерный показ сопровождало обсуждение спектакля со зрителями. Много (и адекватно) говорили старожилы Академгородка. И руководство СО РАН, и один из тех, кто подписывал «Письмо 46-ти», сошлись во мнении, что на паре плохо связанных между собой эпизодов далеко не уедешь, документальный театр тоже требует работы.

Мнения критиков разделились. Зазвучали упреки в невежестве и недостаточно тонкой душевной организации тех, кто не видит достоинств «Элементарных частиц». По мне, такие укоры очень странны. Простите за примитивизм сравнения, но это все равно что считать веганов людьми второго сорта лишь на том основании, что они не едят мяса. Не любят свинину, не понимают говядины, не видят художественных особенностей индейки.

Среди защитников театральных инноваций была молодежь, что объяснимо, но в то же время удивительно. Некогда Академ в массовом сознании был не анклавом на юге Новосибирска, а вольницей, где выступал всесоюзный бунтарь бард Галич. Но удивляет, что об этом тоскуют те, кто в глаза того времени не видел и как-то не спешит возвращать «золотую пору». В противном случае давно нашлись бы те, кто придумал способ организовать в Доме ученых концерт, ну например, Андрея Макаревича.

Фото автора

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!