25 октября воскресенье
СЕЙЧАС +0°С

Зомби и Гоморра: лучшие европейские сериалы

Французская история о том, как к родителям приходит мертвая дочь, и итальянская — о буднях мафии

Поделиться

Когда речь заходит о сериалах, первыми на ум приходят американские. В Штатах телекультура поднялась на невероятные высоты — сериалов выходит очень много, и многие из них — действительно высокого качества. Следом по количеству хитов идет Британия с ее «Шерлоком», «Отбросами», «Черным зеркалом», «Индевором» и другими. За исключением скандинавских стран (особая статья), в Европе гораздо меньше сериалов, добившихся мирового успеха. Но и там встречаются первоклассные работы, способные заткнуть за пояс продукцию HBO и BBC. Например, французский «На зов скорби» и итальянская «Гоморра» — оба не стоит откладывать в долгий ящик, чтобы успеть к началу вторых сезонов, которые выйдут в 2015 году.

«На зов скорби» («Les Revenants»)

Четыре года прошло с того дня, когда школьный автобус сорвался в пропасть возле небольшого городка во французских Альпах. Одна из погибших — 15-летняя Камиль — как будто просыпается после долгого сна и возвращается домой целая и невредимая. Одновременно воскресают из мертвых еще несколько человек, и в каждом случае реакция близких на возвращение давно оплаканных покойников — своя.

С одной стороны, «На зов скорби» — долгожданный мистический триллер под стать «Остаться в живых», но вместо берущего за шкирку действия он подкупает скорее психологией. С другой стороны, «Les Revenants» — очередная игра с неисчерпаемой темой зомби, с другой — безупречное чувство меры и стиля делает ее интересной даже для тех, кто презирает этот «низкий» жанр.

Невозможная ситуация представлена довольно реалистично. Фантастика не пытается казаться научной и зрелищной, а проявляет себя вполне буднично, и оттого удивляет еще сильнее. Как в «Лост» и «Твин Пикс», зрителя сразу погружают в омут вопросов, ответов на которые можно и не дождаться. Сериал явно не подойдет любителям логических мотивировок: «реализм» здесь работает только в области эмоций, но часто бессилен объяснить происходящее. Диалоги также нельзя назвать блестящими — примерно половина из них состоит из участливого вопроса: «Как ты?» и неискреннего ответа: «Ничего».

И тем не менее оторваться от «Les Revenants» невозможно — слишком сильно он задевает за живое, и вместо претензий к правдоподобию заставляет задумываться о других вещах: готовы ли мы расстаться с прошлым, чтобы жить настоящим? Как одно неосторожное слово может вывернуть судьбу наизнанку? И где граница между реальностью и нашим внутренним миром?

«Гоморра»

Если «На зов скорби» в целом завязан вокруг женских образов, «Гоморра» — очень мужской сериал, вызывающий в памяти суровые европейские боевики. Название, помимо библейского города, уничтоженного за грехи жителей, обыгрывает итальянское слово «каморра» — так именуют неаполитанскую мафию, возникшую еще в XVIII веке и с тех пор только укрепившую власть над городом.

Отсылка к Библии в названии дает о себе знать уже в первой сцене страшного пожара в богатой квартире мафиози: «Пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба»; с той разницей, что возмездие приходит не свыше, а от рук таких же грешников. Неаполь здесь действительно выглядит как современная Гоморра, задыхающийся от беззакония и хаоса. Видеть на экране такую Европу — опасную, чужую и безликую — очень непривычно.

За «документальный» стиль этот сериал часто сравнивают с «Прослушкой» («Wired») — оба сериала основаны на журналистских расследованиях. Жизнь преступников в нем не слишком романтизируется. Совершив налет на конкурирующую банду, члены каморры возвращаются в свои обшарпанные многоэтажки, целуют на ночь детей и жен и ложатся спать, потому что рано утром нужно снова идти на работу. Хотя вернуться с очередного дела смогут не все — жизнь каждого из членов банды в отдельности стоит немногим больше дозы их основного товара.

Отстраненный стиль повествования сочетается в сериале с крепко сработанным сценарием. В достоверное описание быта и нравов итальянской оргпреступности вплетается история семейных отношений и борьбы за власть: немолодой глава клана, Пьетро Савастано, живущий в безвкусной роскоши, пытается вырастить из избалованного сынули достойного преемника и не испортить отношения с женой, которая, похоже, хотела бы отвечать не только за выбор новой мебели. Важную роль играет молодой боец Чиро — правая рука шефа, — кажется, он слишком хитер, чтобы оставаться на вторых ролях.

«Гоморра» — тот случай, когда не самый оригинальный жанр криминальной драмы начинает звучать совсем по-новому: в ней может и не быть доблестных полицейских, борющихся со злом, а действие может происходить и не в Нью-Йорке. Божественной кары в финале ждать не стоит — город продолжит стоять, а его жители накажут друг друга сами.

Фото kinopoisk.ru

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!