25 октября воскресенье
СЕЙЧАС +0°С

Скотт Уокер: изувеченная музыка

Лютый британский отшельник-авангардист записал альбом, прослушивание которого может повредить вашей психике

Поделиться

Чем меньше вы знаете о Скотте Уокере, тем лучше. Если видите это имя впервые, а в памяти всплывает только техасский рейнджер Чак Норрис из «Крутого Уокера» — совсем замечательно. Это значит, что у вас не будет ни подсказок, ни дополнительного хода. Это значит, что вы зашли на строительную площадку без каски и прыгнули с моста без веревки. Это значит, что при первой же встрече Скотт Уокер сотрет вас в порошок, скрутит в узлы и бросит на съедение собакам.

Он всегда в очках или сдвинутой на лоб бейсболке, он десятилетиями не появляется на публике и не дает концертов, чтобы «не заработать нервный срыв». За 30 лет он записал четыре пластинки и один раз спел в телепрограмме. Сейчас он работает над саундтреком к фильму «Детство лидера» с Робертом Паттинсоном из «Сумерек» в главной роли, а на днях выпустил альбом «Soused» — пять свежих душераздирающих кусков изувеченной музыки.

В соавторах «Soused» выступили главные специалисты по части сверхтяжелой и невыносимо протяжной металлической хмури — американский дуэт Sunn O))), но к чему они приложили руку, остается лишь гадать: Уокер устраивал схожий экзистенциальный морок и в одиночестве.

Тут следует сразу оговориться: критики описывают музыку позднего Уокера (а был еще и ранний) как «макабрическую», «хтоническую» и «инфернальную». Те, что попроще, с перепугу сетуют на ее жуткую атмосферу, особую нутряную тревогу и высоковольтное напряжение. Мол, музыка для фильмов ужасов, вопли из ночного кошмара, паранойя, безумие, мрак— и так далее, вплоть до «караоке в чистилище». Всё так, но всё мимо: черная дыра песен Уокера не дает вырваться наружу ни одному подходящему определению. Всматриваешься в бездну, а она в тебя нет.

Чисто внешне это экспериментальный рок — здесь много гитар и шумных выходок; это авангард — о правилах здесь не думают ни секунду; это элитарное искусство — здесь склоняют иудейского царя Ирода и думают об эвтаназии. Но что с того: Уокер идет сильно дальше коллег по цеху — причем настолько, что никаких «коллег по цеху» у него и нет. Это Гагарин до возвращения на Землю второго космонавта, единственный в своем роде и абсолютно одинокий.

В этой связи нечто подобное «Soused» можно найти только в работах самого Уокера. Что, кстати, несложно: «Soused» вполне укладывается в линейку его последних вещей, а именно грандиозной трилогии «Tilt» – «TheDrift» – «Bish Bosch». Той, где духовые обрушивались как оползень, а гитарный лязг мог привести к кровоизлиянию, где мертворожденный близнец Элвиса Пресли ползал по руинам башен-близнецов Всемирного торгового центра, где во время записи взаправду лупили по кускам настоящей свинины, размахивали мачете и передвигали «огромные кубы шума».

«Soused» ничуть не милосерднее перегрызает слушателю глотку, разве что в этот раз Уокер справляется быстрее обычного— меньше чем за час. Он снова натравливает реальность на вечность и описывает текущий момент как будто из тридцатого века — и снова все тем же григорианским хоралом, доносящимся откуда-то из вечной мерзлоты. В то же время не стоит ждать от «Soused» баек из склепа в стиле любимых в Новосибирске Cradle of Filth или Мэрилина Мэнсона. Уокер документален и историчен, а его зло, по пресловутой формуле, обыденно: представьте, например, как дети сжигают истекающего грязной водой снеговика, а тот лежит потом будто в луже прозрачной крови. Подходишь, фотографируешь и выкладываешь в инстаграм с подписью «АД».

Фото insound.com

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!