Я обнаружил в своей электронной почте письмо из «Новосибирсккиновидеопроката», на площадях которого расположен небезызвестный в узких кругах кинозал «Синема»
Вернувшись с Алтая, я обнаружил в своей электронной почте письмо из «Новосибирсккиновидеопроката», на площадях которого расположен небезызвестный в узких кругах кинозал «Синема». В письме меня известили, что в связи с вступлением в силу с 1 июля поправки в ст. 5.1 федерального закона «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» деятельность всех работавших в зале киноклубов прекращена — «из-за отсутствия неисключительных прав для показа». Начиная с сентября в зале планируют показывать ленты с пленок, имеющихся в фонде организации. Их там, кстати, почти 5 тысяч, но жизнь многих из них насчитывает уже несколько десятков лет и началась еще в советские времена. То есть это пленки, многие из которых старше тех зрителей, что обычно ходили в зал, и показывать их планируется с проекционной аппаратуры. Подозреваю, что немалая их часть находится в ветхом или близком к тому состоянии.
Я не имею ничего против «архивного» кино, но предполагаю, что существование кинозала на этом заканчивается. Если еще не де-юре, то по меньшей мере де-факто. «Потемкинская деревня», где будет репертуар, но не будет зрителей, скорее всего, просуществует совсем недолго. Ну, вероятно, до нового года. Когда в сентябре 2011-го зал буквально отстояли у местных властей, у меня были иллюзии, что народ на волне позитивных перемен начнет потихоньку возвращаться в кино. Но инертность «залипания к монитору» уже настолько укоренилась в привычках современного зрителя, что за последние три года средняя посещаемость, в лучшем случае, стагнировала, едва удерживаясь на показателе 10 человек на один сеанс.
Пережив «золотое десятилетие» (условно с 1999 по 2008 год), некогда культовый «Синема» начал довольно быстро сдаваться натиску агрессивных провайдеров, стремительно опутавших интернет-сетями все жилые дома города. Ходить в кино, которое можно скачать бесплатно, не выходя из квартиры, и тут же обсудить виртуально, стало как-то «не комильфо». Но все-таки какая-то жизнь, пусть давно уже без аншлагов, в зале до последнего времени теплилась. И поддерживали ее пять-шесть киноклубов, которые, работая «не совсем в пределах» правового поля, предоставляли возможность смотреть то, что больше нигде в кинозалах не показывали. Причем не то что в прокате, но зачастую даже в узких рамках Московского фестиваля.
Интернет, с одной стороны, забрал основную массу зрителей, но с другой — предоставил почти неограниченные возможности в поиске редкого кино, которое транслировалось на большой экран, создавая иллюзию пребывания если не на Каннском фестивале, то, по меньшей мере, на каком-нибудь независимом «Сандэнсе». Таким образом, баланс отчасти восстанавливался. Желающих воспользоваться таким — эксклюзивным — шансом было хоть и не много, но они были. Отмененных (из-за отсутствия публики) сеансов почти не случалось. Однако для этого приходилось идти в ногу со временем. С репертуаром советских времен, как вы наверно догадываетесь, сделать это вряд ли возможно. И в чем при таком раскладе будет заключаться «государственная поддержка кинематографии Российской Федерации», я сказать затрудняюсь.
Лично мне многие последние инициативы наших законодателей все больше напоминают не законы, а заборы, которыми власть пытается оградить своих граждан от неких «неприятностей», коих, похоже, пуще всего опасается сама. И, судя по всему, с этого лета не только поводов, но и мест, где «собираться больше трех» было можно, станет еще меньше. И, по всей видимости, «неправильное» кино окончательно переберется в виртуалку. Исключительно для индивидуального использования…
Фото kinopoisk.ru