При некотором стечении обстоятельств я могла бы стать актрисой. Спасибо другу детства, который таскал сначала по театральным кружкам, а потом манил театральным же институтом. Но тут как в спорте: важно вовремя остановиться, расставить приоритеты. Я вот довольно быстро сообразила, что по этой части уродилась скорее теоретиком, чем практиком, и успокоилась. А одна моя однокурсница, назовем ее, допустим, Жанна, до сих пор считает отказ от театрального вуза своей роковой ошибкой.
Профессию Жанна получила простую и понятную — кадровик в госструктуре. В кармане красный диплом филфака, на шее — галстук под белым воротничком, над рабочим столом — портрет президента. Обстановка совсем не творческая, хотя мятежная душа все равно требует развернуться во всю ширь. «Я поняла, что хочу стать актрисой, еще когда маленькой ходила по дому в простыне с расческой вместо микрофона. Изображала Аллу Пугачеву. Потом подумывала о специальном образовании, но мама встала в позу. Мол, в театре всё через постель и зарплаты маленькие», — призналась Жанна. Через много лет она решила разнообразить серые трудовые будни и вернуться к театру — светлой мечте ребенка в простыне. На помощь пришли курсы актерского мастерства для взрослых, в Новосибирске таких сейчас довольно много.
Самой популярной и дорогой студией руководит Сергей Афанасьев. Стоимость месячного тренинга под патронажем президента театрального института — минимум 4 тыс. руб. Также среди крупных городских школ можно выделить театр-школу «Образ», «Южный полюс» и «Театральный Яр». В качестве итога выпускники ставят бесплатный отчетный концерт или спектакль для родных-знакомых. Жанне, например, довелось прочитать монолог леди Макбет.
Верхняя возрастная планка на всех актерских курсах не ограничена, на рекламных афишах пишут что-то вроде — ждем всех от 5 до 105 лет. Жанна поделилась наблюдениями, что в ее студии обычным контингентом были женщины лет 40. Курсы длились 9 месяцев, там преподавали актерское мастерство, сценическую речь и сценическое движение. Программа была намного слабее, чем в институте, так что актером потом вряд ли станешь. Тем более что из профильного вуза каждый год выпускаются молодые да ранние, набранные зачастую конкретным режиссером для конкретного театра.
Со временем обучения у Жанны связано немало комичных моментов. В основном забавляли этюды, где великовозрастные студенты изображали то прищепку, то зубочистку, то чайный пакетик. «Важно не столько быть внешне похожим на предмет, сколько передавать его характер. И быть готовым, что задачу усложнят по ходу дела. Сначала ты просто дезодорант, потом — женский дезодорант, потом — женский дезодорант с клубничным ароматом. Как хочешь, так и выкручивайся», — смеется девушка. Для повседневной жизни она вынесла способ быстрого снятия стресса: раскинуть руки в стороны и кричать, пока горло не схватит спазм. «Еще медитировать научили, прижимаясь к стенке. Сначала затекают ноги, затем спина… Но после такое просветление наступает. А еще узнала, как услышать свой настоящий голос — лечь, чуть приподняв голову. Обычно мы говорим на повышенных тонах, а этот вот голос оптимальный. Кстати, если голову опустить, голос сам собой понизится», — поделилась секретами все еще недоступной ей профессии моя собеседница.
Впрочем, в случае с Жанной все получилось вполне удачно — она ушла из отдела кадров госструктуры на административную работу в театр. Стала чуть ближе к своей мечте, а еще исправила дефект речи — все там же в актерской студии при помощи обычных скороговорок.
Фото предоставлено театром-школой «Образ»