520 рублей за свежую серию «Игры престолов» — новое предложение правообладателей, придумывающих, как бы выманить или изгнать фанатов великого американского телеискусства из рая торрентов. За такие деньги имеется в виду, конечно, свежая серия на большом экране — в кинотеатре. Вечерний показ заключительной серии четвертого сезона сверхкультового фэнтези прошел 17 июня в «Формуле кино» в ТРЦ «Аура». Корреспондент НГС.АФИША пришла посмотреть на фанатов, проверить — выдерживает ли «Игра престолов» испытание большим экраном, — и понять, почему она стала главным телешоу наших дней.
Справка: «Игра престолов» (Game of Thrones) — американский сериал в жанре фэнтези, выходящий на канале HBO с 2011 года. Экранизация серии романов Джорджа Р.Р. Мартина «Песни льда и пламени». В условном средневековье несколько знатных родов огнем, мечом и интригами конкурируют за власть над семью королевствами. Надвигается зима (лета и зимы в этом мире длятся десятилетиями); за морем подрастают боевые драконы. Сериал славится жестокостью и сексуальной откровенностью. Вышло 4 сезона по 10 серий. В 2015 и 2016 годы выйдут 5-й и 6-й сезоны.
Новостей из кровавого и грязного мира, в котором копошатся евнухи, карлики, шлюхи, голодные ящеры и совсем уж какая-то нежить, еженедельно ждут миллионы людей по всему миру. «Игра престолов» выглядит главным сериалом нашего времени, — в котором сериалы и так заняли статус важнейшего из искусств.
Идя на вечерний сеанс главного шоу мира, я ожидаю чего угодно, — вплоть до истерик в процессе просмотра и гостей, ряженых любимыми героями (ведь ходят же фанаты «Гарри Поттера» и Толкиена на премьеры в круглых очках и накладных ушах). Нарядиться под героиню «Игры престолов» к тому же не так уж сложно. Как и любое значимое (в чем угодно — от культуры до геополитики) явление, она отражается модой — и модные критики находят в новых коллекциях вдохновленные «Престолами» блестящие, как доспехи, платья и тому подобное. Как минимум — сериал подпитывает надолго задержавшуюся моду на сложные прически с косами.
Но на позднем сеансе в «Формуле кино» никаких кос и кольчуг нет, да и зрителей пришло несколько десятков — зал наполовину пуст. Много парочек, много девушек (статистически, кстати, в гигантской армии фанатов «Игры» преобладают взрослые мужчины). Сам показ — разовая совместная промоакция сети «Формула кино» и «Амедиа ТВ» (представляет в России интересы канала HBO). У них был удачный опыт показов «Игры престолов» на большом экране в Москве и Питере, поэтому его решили распространить на регионы.
Ранее с сериалами на большом экране экспериментировал кинотеатр «Победа», показывая «Доктора Кто».
Как обычно, сезон заканчивается на повышенных тонах — и в заключительной серии особенно любовно выписаны главные добродетели «Игры»: сольные номера драконов, приступы захватывающей дух эпичности, внезапная и жестокая смерть, которая не щадит ни детей, ни персонажей, к которым вы уже успели как-то привязаться.
Костей в свежей серии — как в рыбе-камбале: хоть окровавленных и торчащих из открытых переломов, хоть политых слезами обугленных детских косточек. Когда видишь все это на большом экране — прижмуриться хочется сильнее обычного.
Ну а в целом «Игра престолов» (несмотря на то, что ее показывают не в самом ослепительном качестве, да еще и со слегка расплющивающим персонажей неправильным разрешением) определенно выдерживает испытание большим экраном. Так решаю и я, и все зрители, с которыми я пообщалась после. Хотя цена билета у большинства вызывала легкое содрогание, — но никто не заявил, что пожалел.
«Это же такая истинно фанатская акция: сходить за 500 руб. на серию, которая длится меньше часа и которую можно бесплатно посмотреть дома.
Как жертвоприношение при культе, — довольны студентки Евгения и Ольга. — Все эти сражения, драконы — это нужно смотреть на большом экране, как и любую эпопею. Если бы ее показывали регулярно, за меньшие деньги, — это могло бы заработать». С популярным нынче тезисом, что сериалы стали первостепенным искусством, отодвинувшим кино, девушки согласны: «Это правда! Из большого кино ушла драма, потому что нужно успеть уместить в короткое время и историю, и зрелищные спецэффекты. А в сериалах больше возможности прорабатывать характеры».
В соответствии с классическим определением великого фильма «Игра престолов» способна равно загипнотизировать профессоров и простых гопников (взахлеб обсуждающих ее в тогучинской электричке — сама несколько раз слышала). Профессор, допустим, лучше различает кусочки в многослойном культурном пироге, на котором стоят «Престолы» (от «Властелина колец» до античности и скандинавских саг), ну а гопники уважают наглость режиссеров раздевать героинь по любому поводу и без.
Впрочем, глядя на «Игру престолов» на большом экране, я вдруг понимаю, что она заняла не столько место кино, сколько место, которое когда-то занимал рок-н-ролл — когда сам был важнейшим, наглейшим, новейшим искусством.
Как рок-н-ролл, «Игра престолов» сексуально раскована, склонна к гигантомании и анархична, предлагает героев поломанных, непредсказумых и демонически аморальных. Какие тут будут нравы — становится ясно в первом же эпизоде первого сезона, — когда один из (в будущем самых популярных) персонажей выбрасывает из окна башни ребенка, заставшего его за кровосмесительным сексом с родной сестрой. Через три года на сороковом часу саги так и неясно, кто тут хороший, а кто плохой.
С обычными драматургическими правилами сага обходится, как Игги Поп с правилами поведения в общественном месте, на зрителя плюет, как Джим Моррисон в лучшие годы: самая знаменитая привычка автора всего этого действа — готовность убить абсолютно любого персонажа в абсолютно любой момент, какой бы кусок сюжета он ни нес на себе — и как бы его ни любила публика. Публика трепещет, но соглашается, потому вдруг обнаруживает, что только таких — по-настоящему смертных — персонажей и можно по-настоящему любить.
Елена Полякова
Кадры из фильма — kinopoisk.ru