NGS
Погода

Сейчас+7°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+7°

пасмурно, без осадков

ощущается как +2

4 м/c,

с-в.

759мм 40%
Подробнее
2 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Реклама
Развлечения «Дивергент»: слабоумие и отвага

«Дивергент»: слабоумие и отвага

На смену «Сумеркам» и «Голодным играм» пришло новое кино о том, как опасны и непредсказуемы невинные девушки

Слово «дивергент» вы услышите еще не раз, а возможно, оно даже потеснит в повседневной речи словечки вроде «неадекватный какой-то» и «вообще извращенец». Вышедшему на этой неделе в российский прокат кино «Дивергент» прочат статус новых «Сумерек» и «Голодных игр». Вторых — в куда большей степени. Потому что это — тоже экранизация бестселлера-антиутопии про (и для) подростков, не желающих вписываться в мировую несправедливость.

Справка: «Дивергент» (Divergent; США, 2014) — фантастика, антиутопия, экранизация бестселлера Вероники Рот. В Америке будущего по результатам тестов каждый гражданин в 16 лет определяется в одну из 5 фракций. Главная героиня — из тех, кто не поддается классификации и считается опасным. Реж. — Нил Бергер («Иллюзионист», «Области тьмы»). В ролях: Шейлин Вудли («Потомки»), Тео Джеймс, Зои Кравиц («Люди Икс: Первый класс»), Кейт Уинслет («Титаник», «Чтец»). Бюджет — 85 млн долл. 143 мин. 12+

Через сто лет после третьей мировой у подножий разрушенных и подъеденных ползучей зеленью небоскребов Чикаго проросла новая цивилизация. Она отгородилась стеной от остального мира, где, вероятно, царит полнейший постапокалиптический бардак, живет аскетично, но стильно. Конфликты предотвращаются делением общества на фракции — по способностям и по потребностям: каста добрых и трудолюбивых, каста бесстрашных, каста любителей правды, каста умных и каста альтруистов.

Добрые и трудолюбивые носят кришнаитские шмотки, улыбаются и пашут. Бесстрашные живут под лозунгом «Слабоумие и отвага». Их основное занятие, вроде бы, — бегать, бряцая пирсингом, по городу, запрыгивая в поезда на ходу. На самом деле, впрочем, по замыслу это — каста воинов. Каста правдивых — чиновники и судьи. Каста умных — ученые. Каста альтруистов — предельно скромны в быту, носят серый трикотаж застиранных оттенков, давят из себя тщеславие по капле. При этом именно они (а не умные, как вроде бы принято) — правящий класс. Идея в том, что альтруисты как никто другой приспособлены для заботы об общественном благе; да и вообще очевидно, что эта система — доведенная до логического предела протестантская этика. Но у касты умных сомнения в обоснованности такого подхода тоже возникают.

Предрасположенность к фракции определяется тестом в 16 лет, но можно плюнуть на его результат и стать кем хочешь. Подвох в том, что переход из родительской касты в другую означает разрыв отношений с семьей; решение нельзя отменить.

С главной героиней Трис мы встречаемся как раз перед тестом, — рожденная в касте альтруистов, она чувствует, что ей как-то не хватает тяги переводить старушек через дорогу. В итоге Трис вступает в касту бесстрашных и оказывается в казарме. Большую часть фильма она проведет с разбитым в кулачных боях носом, яростно пыхтя в упражнениях и состязаниях — и в сложных чувствах к своему наставнику. Наставник вначале пытается грубо заняться с девушкой дедовщиной, но потом тает от спрятанной внутри доброты.

Суть фильма, впрочем, — не любовные и не спортивные достижения Трис, а ее секрет: тест на принадлежность к фракции показал, что она — дивергент, редкая аномалия, личность, слишком сложно устроенная и разносторонне одаренная, чтобы вписаться в систему «умного к умному, а меня — к тебе». Дивергентов на всякий случай устраняют — чтобы был порядок. Нетрудно догадаться, что кульминацией фильма окажется как раз большой беспорядок — с героиней в эпицентре.

Справка: Дивергентный (от лат. divergere — расходиться) — расходящийся в разные стороны, отклоняющийся. Дивергентное мышление — творческий метод мышления, заключающийся в поиске множества решений одной и той же задачи.

«Дивергент» (у которого будут продолжения с названиями типа «Инсургент») — экранизация первого романа трилогии, которая принесла много денег и славы 25-летней американской писательнице Веронике Рот. «Дивергент» присоединяется к целой армии фантастических фильмов, вышедших в последнее время и построенных по одному и тому же принципу. Есть неутешительно выглядящий мир будущего, где сверхразвитые технологии в одних сферах сочетаются с удивительной отсталостью в других сферах. Это обычно никак не объясняется, но прекрасно служит нуждам сюжета и упаднической красоте декораций. Чисто визуально миры в этих фильмах тоже легко спутать — дизайн всегда один и тот же: сплав тоталитарной архитектуры и бетонного конструктивизма, глазированный ржавчиной и украшенный штучками то из паропанка, то из киберпанка, то из просто панка.

Кроме мускулов и фейерверков спецэффектов эти фильмы имеют в багаже еще и краткий курс политической философии и религиозной поэзии.

В изображаемом мире давно установилась несправедливая, но все-таки стабильность, которую без особых усилий опрокидывает героиня (бывает, что и герой, но чаще это все-таки кино для девушек). Есть и другие устойчивые признаки жанра. Например, стражей режима в нем обычно играют кинодивы средних лет: Джоди Фостер в «Элизиуме», Диана Крюгер в «Гостье», ну а в «Дивергенте» — Кейт Уинслет.

«Дивергент» абсолютно никаких новых открытий к этому жанру блокбастера с элементами граждановедения не добавляет. В первой половине он выглядит вполне удавшимся — занятая в главной роли Шейлин Вудли, может быть, и не Дженнифер Лоуренс, но бьется за зрительские эмоции изо всех сил. Однако во второй половине фильм как-то совсем уж утомляет затянутостью и очевидностью всего, что собирается неожиданно случиться на экране вплоть до финала. Если сравнивать его с предшественниками, то по энергичности и увлекательности он явно уступает тем же «Голодным играм». Как и у предшественников, у «Дивергента» явная беда с продуманностью мира (куда деваются немолодые Бесстрашные, например?). Но главное — от одинаковых фильмов про необыкновенных подростков, сокрушающих картонный серый тоталитаризм, уже, наверное, устали даже любители этого дела.

Впрочем, с другой стороны, любопытно видеть, как прямо при нас меняются мировые ценности: нонконформизм внезапно стал очевидной и бесспорной добродетелью, которой (как в былые времена — скромности и трудолюбию) почти в обязательном порядке учит любая книжка или кино для подрастающего поколения.

Елена Полякова

Кадры из фильма — kinopoisk.ru

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления