Все новости
Все новости

«12 лет рабства»: «Оскар» в крови

Фильм, который исследует жажду насилия и господства — и объясняет, почему у США такая внешняя политика

Поделиться

Речь пойдет о картине, удостоенной главного «Оскара» по итогам 2013 года

«Хороша ложка к обеду, а рецензия — к премьере», — скажете вы, посетовав на мой запоздалый отклик. Оптимально было отписаться 12 декабря — в день российского релиза, но я до последнего надеялся найти недублированный вариант и, смирившись с его отсутствием, только сейчас — спустя 100 дней после выхода в России — посмотрел наконец это кино. Думаю, что даже мой оперативный отзыв вряд ли бы заметно приумножил число зрителей, которых, тем не менее, набралось в наших кинозалах 200 тысяч (что против 7 миллионов американцев или 1,5 миллионов французов кажется почти каплей в море). Но зато моя трехмесячная отсрочка позволяет взглянуть на главного голливудского фаворита, что называется, холодным взором — без оглядки на оскаровскую горячку и сопутствующего ей гипнотического воздействия на мозги.

С самого начала несколько удивляло, что рассказать эту абсолютно американскую историю было доверено выходцу из Британии Стиву Маккуину, который привел с собой несколько своих соотечественников и распределил между ними главные роли. Бывший известный художник, начинавший свою карьеру в видеоарте, в двух первых своих картинах — «Голод» и «Стыд» — продемонстрировал почти болезненный интерес к телесности, что мало, а вернее, совсем не перекликалось с задачами сценария об угнетении темнокожих американцев в позапрошлом веке. Однако у этого европейского режиссера, чуть больше нужного озабоченного авторским самовыражением, было, и есть, одно (в некотором смысле) преимущество: Маккуин — темнокожий.

События фильма, основанного на мемуарах реального человека, развиваются главным образом на исходе первой половины XIX века на юге Америки, где, в отличие от севера страны, вовсю использовали рабский труд. То есть страна была вроде как одна, а законы в ней были сильно разные. В 1841 году темнокожий скрипач из Нью-Йорка Соломон Нортап обманный путем попадает в рабство в Луизиану, где, переходя от одного плантатора к другому, проходит через семь кругов ада. Эстет Маккуин удивительным образом переформатировался под нужный стандарт, сделав не просто смотрибельной, но и берущей за живое болезненную тему угнетения чернокожих в Америке. «12 лет рабства» — духоподъемное, мотивационное кино, чуть более прямолинейное и менее противоречивое, чем хотелось бы. Но именно такое, какое обречено возглавлять всякого рода номинационные списки и, как результат, выигрывать главный «Оскар».

В отличие от прошлогоднего опуса Тарантино «Джанго освобожденный», Маккуин не эстетизирует насилие и главный акцент делает на преодоление трудностей за счет духовных усилий главного героя, который вроде бы мало соответствует нонконформистскому идеалу. Но тем самым как раз и оказывается близок и понятен зрителю, который, приняв слабости Соломона, невольно себя с ним идентифицирует. В отличие от Тарантино, вы вряд ли получите от увиденного удовольствие, но ваше сопереживание будет стоить куда как дороже. Фильм Маккуина пробивается к самым сильным — базовым человеческим чувствам, не замутненным сомнениями и противоречиями. Это стопроцентно оскаровский формат. И победа картины вполне закономерна, хотя может показаться не столь весомой (всего три голыша), как это обычно случается с лентами, получившими главную статуэтку.

Это кино не только о борьбе за свободу, но и о влиянии и господстве: плохие белые люди настолько пропитались этим ядом безнаказанности, будучи рабовладельцами, что их наследники еще долго будут генетически заряжены на то, чтобы разделять и властвовать. Только теперь уже не на плантациях Луизианы, а по всему миру — в Ираке, Югославии или на Украине. Хотя я больше чем уверен, что мысли и чувства, которые будят «12 лет рабства», скорее всего, замкнутся на покаянии белых американцев за свою вину перед черными соотечественниками, но вряд ли коснутся сегодняшних американских амбиций в геополитике. А они очень даже органично вытекают из того, что в этом фильме показано, с той лишь разницей, что предков-рабовладельцев теперь заменили политики, нацеленные завладеть всей планетой под прикрытием демократических преобразований. Природа господства, унаследованная потомками плантаторов, неистребима. И этот подтекст очень даже сильно фонит в картине о крайней форме нарушения человеческих прав.

Но, вне зависимости от современных политических аллюзий и от знания социально-исторических перипетий в Новом Свете, это кино найдет путь к сердцу самой интернациональной аудитории, которая не понаслышке знает о таких вещах, как вера и надежда, унижение и достоинство, притеснение и воля… В общем, «12 лет рабства» — самое что ни на есть актуальное для нас кино, как бы ловко мы ни прикидывались с некоторых пор буржуазией и господами.

Фото loqueyotediga.net

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter